4 день.  Севан - Эчмиадзин.

Проснулись около 10 утра. Ночью в летнем спальнике было немного прохладно. Леня, к счастью, чувствовал себя хорошо, а завтракать было практически нечем, поэтому начали собираться.

Пока я копался, Леня сбегал на озеро, и вернувшись сообщил, что принял водные процедуры - вода холодная, но не экстремально.  Мне, естественно, тоже захотелось искупаться, но так как запасов нижнего белья не было, я желал провести водные процедуры без лишних формальностей. Но, не тут то было - из кустов появилась толпа мужиков, возжелавших с утра культурно отдохнуть именно на этом месте. Идиллическая обстановка была безнадежно испорчена, и водные процедуры пришлось ограничить ополаскиванием ног.

Направились в сторону трассы, чтобы уехать в Севан, от которого мы вчера ушли километра на 4. По обочине шоссе местный пастух гнал коров на утренний выпас. Мы осмотрели его с интересом, он с не меньшим интересом осмотрел нас :) Стояли не долго, через несколько минут остановилась маршрутка без опознавательных признаков. "Севан?" - задали мы глупый вопрос, т.к. дорога была единственная и никаких отворотов не имела. "Севан, Севан" - ответили нам дружно. Однако, через 5 маршрутка свернула на Ереванскую трассу, и не подумав заезжать в город, и только бдительность и своевременные крики спасли нас от преждевременного уезда в столицу.

Выгрузившись, мы направились в город. Минут через 5 дошли до въездного знака "Севан". В сторону центра города проезжало очень много маршруток  и древних ПАЗиков, но мы решили пройти пешком. Погода была ясная, и т.к. время приближалось к полудню - стало достаточно жарко.

Город производил достаточно тяжелое впечатление - кругом запустение и разруха. Облезлые серые дома, фонарные столбы без ламп и проводов. Некоторые дома  заброшены - без оконных рам...... Понятия "централизованное горячее водоснабжение и отопление" в Армении давно не существуют -  вся инфраструктура разрушилась в первые годы независимости. Хочешь горячей воды или отопления - пожалуйста, устанавливай домой электрический водонагреватель и покупай обогреватель. Только цена такого обогрева будет не маленькой. Газификации в городе тоже замечено не было  - видимо газ покупают в баллонах

В центре города ничего интересного обнаружено не было, и мы направились к ж/д вокзалу. На фасаде висел армянский флаг, и само здание было обитаемым. Однако ни в зале ожидания, ни на территории станции ни одного человека обнаружено не было - только несколько вагонов стояли на путях. Пути не ржавые - грузовое движение, судя по всему, есть, однако пассажирского движения нет - только летом в прошлые годы в Севан и далее до Шоржи продлялась одна из  электричек Ереван - Раздан. В этом году, скорее всего, этого уже не произойдет...

Купив в ближайшем магазине по бутылке пива и бананов, направились к шоссе, по которому собирались дойти до главной достопримечательности этих мест - острова Севан.  В былые времена это был полноценный остров, но когда озеро Севан стали осушать, он превратился в полуостров.

Путь наш проходил через захламленные пустыри на окраине города. На горизонте виднелись горы со снежными вершинами, на их фоне дымящиеся кучи мусора и ржавое колесо обозрения....

Сюрреалистический пейзаж окраины Севана. За время путешествия действующих колес обозрения обнаружено не было....

Выйдя на трассу, мы направились к островку. Насколько я помнил по карте, идти было недалеко. Через несколько минут рядом с нами остановилась старая шестерка, и водила сильно пожелал платно подвезти нас до места назначения. После недолгого раздумья мы согласились, и правильно сделали, т.к. в процессе поездки выяснилось, что до места назначения оставалось пройти километра 4, а запрошенная цена была небольшая (точнее сказать так - запрошенная цена была быстро уменьшена водилой в 2 раза).

Остров оказался действительно очень интересным местом, и практически единственным оживленным местом с точки зрения туризма. Главная достопримечательность острова  - две церкви IX века, около которых бродили туристы и наличествовали продавцы сувениров. Местных художники продавали свои картины с видами озера, а, завидев приближающихся туристов, маленький вокально-инструментальный ансамбль изображал армянские народные песни. Среди гуляющего народа Леня заметил экс-мэра Петербурга г-на Яковлева в сопровождении группы товарищей. Мне, к сожалению, он сообщил об этом с опозданием, и я успел увидеть только удаляющиеся затылки.

На острове.

Забравшись на самую высокую точку острова - непонятное сооружение из бетона, похожее на бункер, мы любовались окружающим пейзажем, а любоваться было чем:

Севан. Вид с (полу)острова.

Заинтересовало происхождение "разводов" на водной глади озера - были четко ограниченные области спокойной воды и области с рябью. Загадка природы. Пожалели, что заночевали не здесь - хотя выдающийся в озеро мыс полуострова был огорожен забором, в нем имелись большие дыры. Даже если бы мы не нашли место для палатки у берега (берега были обрывистые), купаться здесь было бы гораздо удобнее.

Вместе с нами озером любовалась группа англоговорящих интуристов, которые попросили меня сфотографировать их на фоне озера.

Полюбовавшись красотами еще немного, пошли обратно - осматривать церкви. В одну из них зашли и поставили свечку. Пообщались с местным дядькой, который рассказал нам об истории некогда существовавшего здесь монастыря и о церквях. Очень обрадовался и удивился, что мы из России - даже здесь русских туристов практически не бывает - одни форины.

Ассортимент местных сувениров  не впечатлил - ничего оригинального, поэтому от их покупки воздержались. Время уже поджимало,  мы покинули остров и направились к трассе, до которой было метров 800. Навстречу нам попалась группа школьников, которых сюда привезли на экскурсию.

Первая же проезжавшая машина остановилась, и водитель довез нас до выезда из города, сообщив, что маршрутки в Ереван идут каждые 20-30 минут. Как по-армянски пишется Ереван, мы уже знали твердо, поэтому стали ждать. Несколько пацанов лет 16, торговавших у дороги бензином в 1.5 литровых бутылках, решили с нами пообщаться, и, надо сказать, им это удалось - один вполне сносно говорил по-русски. Так что есть надежды, что русский язык здесь не забудут - в школах он вроде бы является обязательным предметом.

Минут через 15 подъехала маршрутка, и еще минут через 45 мы вышли у уже знакомого нам метро Дружба. Путем опроса местных удалось выяснить, что маршрутки и автобусы до Эчмиадзина отправляются от центрального рынка - метро там нет, но они проходят около метро Чарбах (могу ошибаться).

Вышли из метро - никакой четкой остановки нет, маршрутки проносятся на скорости 100,  и таксисты домогаются,  обещая, что если мы срочно их услугами не воспользуемся, то Эчмиадзин не увидим. Помогли тетушки, голосовавшие на трассе - я попросил их остановить для нас требуемую маршрутку. Маршрутка смогла затормозить только метров через 100, пришлось пробежаться.

Минут через 25 мы выгрузились в центре города, и сразу же почувствовали себя как мыши в окружении стаи голодных котов. В роли голодных котов выступали таксисты - они наперебой предлагали свои услуги, не давая прохода, свистели и улюлюкали, поэтому мы сразу же зашли на территорию монастырского комплекса.

Эчмиадзин. Кафедральный собор, IV-XVIII вв.

Кафедральный собор даже снаружи поражал своими огромными объемами. Леня разместился на скамеечке на свежем воздухе, а я пошел осматривать собор изнутри. Осмотрев внутреннее убранство с фресками 18 века и просто немного побродив внутри и насладившись приятной прохладой, вышел на улицу.

Посидев еще немного на скамеечке в тени вековых деревьев, погуляв по территории комплекса и осмотрев через забор резиденцию Католикоса,  мы вышли за территорию через ворота с южной стороны, намереваясь осмотреть расположенную несколько в стороне церковь Гаянэ.

Однако неожиданно мы наткнулись на не менее интересный объект - заброшенный бассейн бывшей детско-юношеской спортивной школы с вышкой для прыжков в воду. Забрались на вышку, с который открывался прекрасный вид на гору Арарат, к которой в былые времена причалил Ноев Ковчег. Сейчас гора на территории недружелюбной Турции, однако, армяне продолжают считать ее одним из главных символов Армении.

Большой и Малый Арарат (Сис и Масис)

Осмотрев церковь Гаянэ, направились обратно в центр города. Т.к. за день прилично утомились, появилась мысль не возвращаться в Ереван, а заночевать здесь же, а при таком количестве таксистов добраться рано утром в аэропорт будет не сложно. В поисках обозначенной на картах гостиницы мы сделали круг по улицам города, но увы - от гостиницы не осталась и следа. Проконсультировались у местных - гостиницы в городе не работают уже много лет.

Ничего не оставалось, как вернуться в Ереван. Маршрутка ушла перед носом, зато подошел автобус, который ехал весьма не быстро, а стоил ровно столько же. Выгрузившись на конечной у центрального рынка, до предполагаемого места ночевки - гостиницы Эребуни - решили пройтись пешком.

Гостиницу нашли не сразу - пришлось побродить по переулкам, а надо было всего лишь с площади Республики пройти в арку. Для такого места расположения - самый центр города, рядом дом Правительства и МИД, цена оказалась умеренной - 50$ за 2хместный номер с телевизором и горячей водой. Заплатили долларами.

Разместившись, мы направились поужинать в близлежащий ресторан, в который были пригашены позавчера. Проходили рядом в поисках обменника, услышав русскую речь, с нами заговорил  местный официант, вышедший покурить - Армен:

- Русские?

- Ага.

- А у меня жена русская, из Великих Лук!

......

Армен оказался на месте, и очень обрадовался, что мы пришли. Что заказывали, уже подзабыл, кажется, шашлык, какой-то традиционный суп и бутылочку красного вина.  Шашлык был подан с грудой всякой зелени, большинство названий которой я не запомнил. Однако, была среди зелени и одна примечательная травка, с детства известная каждому советскому ребенку 80х годов - тархун. Листья у нее вытянутые, по форме напоминают ивовые.

В начале ужина Армен пригласил нас к себе ночевать, и расстроился, когда узнал, что мы уже заселились - очень хотел показать нам дом и познакомит с женой.   Договорились, что заедем к нему на кофе. Т.к. в ресторане еще оставались посетители, договорились встретиться в 22.00 на площади Республики. Пока же, закончив ужин, мы направились в номер, чтобы принять ванную и привести себя в порядок перед предстоящим рабочим днем.

Горячая ванна после 3хдневного вольного путешествия - неописуемое удовольствие.   Еле уложились в отведенное до встречи время. Удалось немного посмотреть телевизор - как оказалось, он принимал и российские каналы - ОРТ и РТР.

В 22.00 встретились с Арменом. Французские туристы, с которыми он связывал  надежды на хорошие чаевые, оказались жлобами, и чаевых не оставили. Поймав такси, мы достаточно долго ехали сначала по широким прямым, а затем и по узким извилистым улочкам ночного Еревана - Армен жил в микрорайоне Норк, рядом с телебашней.

Договорившись, что таксист заберет нас через 2 часа, мы пошли в дом. Дом оказался двухэтажным, огромных размеров. Мы седели за столом вместе с Арменом, его дядей и бабушкой, пили красное вино и говорили о жизни здесь и в России. Армен вспоминал свою сестру из Великих Лук, где он часто бывал раньше, и где нашел себе жену.  Перешли к кофе с сладостями, который пили из маленьких, как стопки под водку, стаканчиков. Узнали много интересных рецептов добывания денег  армянской диаспорой в России. Особенно интересно было слушать о сотрудничестве дяди из Ростовской области с уже упоминавшейся сестрой из Великих Лук. Но, не буду раскрывать всех секретов армянского бизнеса :).

На прощанье Армен захотел непременно подарить нам что-нибудь на память, мне досталась кружка. Таксист задерживался, мы стояли на балконе и любовались панорамой ночного Еревана - весь город был как на ладони.

Наконец подъехала машина, мы распрощались, обменявшись координатами, и поехали в гостиницу. По дороге водитель склонял нас воспользоваться его услугами для поездки в аэропорт за 3000 драм, я сказал, что воспользуемся, но за 2000, после чего начался обычный для таксистов разговор. Сказал, что с утра все равно приедет, т.к. "дешевле вы все равно не найдете". На том и расстались.

Поднявшись в номер, мы попросили администратора вызвать для нас на 5 утра машину "официального" такси, которое, по слухам, стоило именно 2000. Завели будильник на 4.40 и быстро улеглись спать - времени для сна оставалось катастрофически мало.

Утренний Севан.

Леня на берегу армянского моря.

Пастух гонит стадо на выпас.

Въездной знак "Севан".

Улица г. Севан.
Заброшенные краны на фоне гор.
Ж/Д вокзал Севан.
Хачкари.

Обрывистые берега "острова"
Развалины вокзала пл. .....
Пути в сторону ст. Севан.
Колокольня кафедрального собора.
Башня с часами.
Резиденция Католикоса.
Кафедральный собор.
Ворота с южной стороны монастырского комплекса.
На вышке для прыжков в воду. За мной - Арарат.
Развалины бассейна детской спортшколы. На заднем плане - заброшенное колесо обозрения.
Церковь Сурб Гаянэ, VII в.