Болотный ПВД, или как мы не дошли до Рдейского монастыря.

Кто-то бухает, а кто-то колется

Я лично шагаю, но могу ускориться…

Все началось с того, что Женя предложил сходить в интересное место – Рдейский монастырь, который стоит среди болот и поражает величием до сих пор, не смотря на то, что уже давно не действует.

Ехать нужно было не близко – в Новгородскую область, но судя по описаниям, оно того стоило. Заброску решили делать двумя группами – 5 человек на поезде и 4 человека на автомобиле. Доехали, между прочим, очень душевно, см. ниже:

Еще теплые, еще сухие...

Щас спою!

Проблемы начались сразу по прибытию. К плохой погоде (сверху накрапывал мелкий мерзкий, холодный дождик, и ждать замерзшего болота уже не приходилось) прибавились неприятные неожиданности: оказалось, что у автогруппы возникли проблемы в дороге, и она к нам не приедет. Уже позже я узнал, что на самом деле они перевернулись на скользкой дороге: при обгоне улетели в большую канаву. К счастью обошлось без жертв и травм. С ними планировалось забросить еду и GPS-приемник. Пришлось еду закупать на станции. Хорошо еще, что палатки, спальники и коврики у нас были распределены примерно равномерно и на нашу группу вполне хватало. На будущее решили при раздельной заброске так делить снаряжение, чтобы любая из групп могла дойти без помощи остальных. Но сейчас решили все-таки идти в поход (хотя были предложения просто посетить Великий Новгород). По счастливой случайности с нами была распечатка – описание маршрута, но не было компаса… Все-таки распечатка была сознательно взята, не до такой же степени мы раздолбаи :)

Эх, дороги....

На автобусе доехали до места старта, накинули дождевики и пошли. К морозу -10 мы были готовы, а к оттепели +1 к сожалению нет L Но погоду не выбирают. С нами увязалась местная собачонка. Черненькая с проседью, лохматая молодая сучка. Бегала, резвилась и играла всю дорогу. По заснеженному полю дошагали до опушки леса, где началась колея дороги, полностью залитой водой. Мы шли, осторожно ступая по льду, проверяя каждый метр и перешагивая тонкие полыньи. Наконец вышли на холм, где заварили на примусе чай (с коньяком ;-) и перекусили бутербродами. Собака стырила котелку копченой колбасы, которую Женя у неё успешно отбил, наступив ногой, а собака получила кличку «Чучундра» (в том числе за свою лохматую черную морду). А вот дальше начиналось самое интересное: знак «конец всех ограничений», прибитый на березе, и бескрайнее болото.

Перекус.

Шли по замерзшим кочкам, оставшихся от каракатов – самодельных спец. машин для передвижения по болотам. Иногда натыкались на клюкву, которую с удовольствием собирали и ели. Справа шел ряд мелких сосенок, слева черные стволы умерших сосен, которые как-то умудрились здесь подрасти. Пейзаж напоминал Исландию. «Марс – марсианам! Луна – лунатикам! Болота – москвичам!»

А посуда вперед и вперед....

Я под утро рано встану, мёрзлых ягод соберу...

Периодически проваливаясь, мы двигались по «дороге». Даже собака, перепрыгивая через воду по кочкам, умудрялась проваливаться. Периодически останавливались отжать хлюпавшие носки в ботинках, пожевать шоколадные батончики, пофотографироваться. Однажды наткнулись на неширокую реку. Хорошо, что она была замерзшей – мы переправились практически без потерь.

Первая речка...

Начали появляться островки относительно высоких деревьев и мы уже приготовились к встрече с монастырем. Светлого времени оставалось 40 минут. К тому же опустился туман. И тут перед нами выступила довольно широкая речка, перепрыгнуть которую не представлялось возможным. Мы начали искать её на карте (ибо думали, что единственную речку на нашем пути мы уже форсировали). Решили, что мы отклонились вправо и если пойти влево (вверх по течению) – выйдем к озеру, откуда она вытекает и на берегу которого стоит монастырь. И тут случилось чудо: Женя нашел у себя в кармане компас! J

Ееееежииик!!!...... Лошадкааааа.....!!!

Посмотрев еще раз направление дороги по карте, мы пришли к выводу, что дорога все-таки та и нужную речку мы еще не перешли. По карте до монастыря оставалось 1/3 пути, и времени уже не было. Решили заночевать на болоте. Это означало, что до монастыря в этот поход мы не дойдем.

Нашли более-менее выделяющееся по высоте дерево и решили, что под ним будет остров сухой земли. Наивные. J Под ним действительно был довольно высокий мох и даже бегала полевая мышь! Но если после первого человека вода подо мхом не проступала, то второй уже 100% становился в воду по щиколотку. На планируемые места палаток побросали свои шесты, нарубили сосновых веток, набросали сверху, начали ставить палатки. Уже заметно темнело, и нужно было торопиться. Бензин для розжига костра так же был безвозвратно оставлен автогруппе. Максим пытался запалить мокрые палки с помощью туалетной бумаги, но все безуспешно.

Пытаемся приготовить чай

Женя на примусе начал топить снег, я стоял в воде в мокрых холодных ботинках и ждал горячий чай. В голове компьютер подсчитывал килоджоули тепловых потерь через мокрые носки и возможной тепловой прибыли от горячего чая. Но когда половину почти закипевшего котелка случайно перевернули, моё зыбкое равновесие резко мотнулось в сторону «Срочно надеть сухие носки и лечь спать. Хрен с ним, с этим чаем.» Так я и сделал. Однако потом мне в палатку принесли коньяк с лимоном (дай Бог здоровья!) и даже теплую кашу с тушенкой. Мир обрел краски, и жизнь стала налаживаться…

Счастье есть!

Ночью пошел снег. И так как внешний тент соприкасался с внутренним (в болото колышки не забьешь, чтоб его натянуть), палатка изнутри тоже стала сырой. Еще ночью кто-то суетился за палаткой. Вопрос с медведем отпал, поэтому оставался только вариант  с собакой. Встали пораньше, так как в 16:00 был последний автобус, до которого еще шагать 5 часов (вчерашним темпом). Поели кашки с чаем. Спасибо Жене и примусу.

Утро на болоте....

Без него мы бы умерли там голодной и холодной смертью. Чучундра, кстати, нас не бросила, за что периодически получала «с барского стола». Вставал философский вопрос: одеть вчерашние холодные носки (все равно через час сухие будут мокрыми) или все таки часик покайфовать в сухих? Жантильная жеманность пересилила, и я остался в сухих, натянув на них полиэтиленовые пакеты в ботинки. Во время стоянки в болоте родилось несколько крылатых выражений, например: «Никогда я не ходил по большому так близко от лагеря!»

Собрались, пошли. Вначале шли бодро – по замерзшему ледяному насту (в отличие от вчерашней стратегии шагать по кочкам). Концепция изменилась J Но вскоре мы попали в район первой речки, которая в том месте просто мелко, но широко разлилась. Кочки проваливались, лед тоже. Было реальное чувство, что мы отсюда уже не выйдем. Все провалились по колено каждой ногой. Некоторые по несколько раз. Иногда можно было оставаться на поверхности, если стоишь на коленях и опираешься руками. Но, как и все плохое в этой жизни, это тоже прошло. Мы научились различать лед, на который можно становиться, а который лучше обойти по кочкам. То же самое относилось и к кочкам. Клюква была присыпана снегом, и на неё время не тратили. Чучундра бодро бежала впереди, периодически возвращаясь. Мы взяли хороший темп, и холодная вода в ботинках стала теплой. До знака «конец всех ограничений» мы дошагали за 1 час 40 минут (против 4 часов вчера). Все-таки с утра легче гулять по воде – вода подморожена. На радостях мы накрыли стол практически на том же месте, где и вчера (на холме). Там действительно возвышается крест. Натопили снега, сделали чай/кофе/настойку/бутерброды. Тосты были «за прекрасных дам!» Девчонки действительно держались стойко и показали себя настоящими туристами. Света ночевала в палатке первый раз в жизни, и надо же – так повезло! J Мы единогласно решили, что теперь любая ночевка в палатке покажется гостиницей. Наташа с улыбкой вспоминала: «Раньше, когда мы с сестрой ночевали на Селигере в гостинице, меня раздражало несвежее белье...» Сейчас она стояла с закатанными брюками до колен (конец ноября) и мокрыми ботинками. Мы поели и двинулись дальше. Будущее казалось безоблачным. Как оказалось напрасно.

Те самые дороги, покрытые льдом, которые мы вчера форсировали без труда, сегодня заметно подтаяли и пришлось выбирать замысловатые тропы, то ныряя в лес, то выходя обратно. На этот участок мы потратили заметно больше времени, чем вчера и заметно сильнее намокли. Но из графика не выбились и на сушу вышли вовремя.

Дошли!

Даже на поле встречались лужи воды, которые приходилось обходить, чего вчера еще не было. Заметно потеплело. Наконец мы вышли к остановке автобуса, до которого оставалось еще 2 часа. Переоделись в «сухое». Вскипятили чай. Сходили с магазин, где взяли клюквенной настойки «для сугреву». Она оказалась действительно натуральной. Подошла местная жительница в надежде, что ей нальют. Мы отказали. «Да вы меня не правильно поняли! Мне минералки!» Этого ей налили. «И чего все прутся в эти болота? Что там хорошего?» Я вспомнил ругань спасателей МЧС на Эльбрусе: «И чего все прутся на эту гору? Что вы там забыли?» Но их можно понять, работа тяжелая. Прежде всего морально…

Наш пушистый ангел-хранитель.

Автобус, как и предсказывали местные жители, пришел в 16:30. Мы разложили рюкзаки на заднее сиденье, расселись сами. Снизу били струи теплого воздуха. Отогрелись, даже поспали. Через 2 часа мы были на ж/д вокзале ст. Старая Русса. Шел все тот же мелкий, холодный дождик. Стемнело. Идти осматривать город возможности не было, поэтому оставшиеся 3 часа до поезда мы провели на вокзале. Поели, поспали,  пофилософствовали. Света интересовалась: «Что я скажу маме? Как я ей объясню, зачем я пошла в поход на болота?» Действительно, на этот вопрос ответа нет. Однако так много вместилось в эти два дня, как будто прошла неделя. Теперь еще пять дней можно спокойно сидеть за компьютером и радоваться сухим ногам J

Пришел поезд, и мы загрузились.

Девчонки собирались болеть, на что Женя сказал: «Это ненужное дело. Болеть – это не интересно.» И все сразу передумали. В вагоне попили чайку и легли спать.