5 день. 14-07-2004, среда. Горячие Ключи.

В этот раз спали мы хорошо. Кровати были удобные. Дорога до вокзала заняла минут 30. Мне показалось дольше, "гостиница" и вокзал располагались практически на противоположных окраинах поселка. Мы сели на поезд до Ноглик (или Ногликов?) и в начале 10-го были уже там. Очень хотелось сфотографироваться на фоне вывески "Ноглики", но на здании вокзала ее не оказалось :(. Под напором Стасика, не желавшего проводить на ключах сутки, сунулись в билетную кассу, чтобы узнать наличие мест до Южного на сегодняшний вечер на нефирменный поезд (в ходу 3 раза в неделю, дни следования меняются). Облом был полный -  последний билет в "плацкарт"   был продан перед нами, купе не было уже давно.

В этот день должен был быть автобус Ноглики - Оха (ходит по дням курсирования нефирменного поезда, из Охи отправляется в 6.30, обратно в 12.10), но, посмотрев, сколько народу его ожидало, от идеи проезда в нем отказались, и правильно сделали - позже мы увидели, что это ПАЗик, и шанс на проезд в нем с рюкзаками был близок к нулю.

 Пути узкоколейки Ноглики - Оха начинались сразу же на север от пассажирской станции, поэтому решил сходить на разведку. Присмотрелся - елки-палки, как по ним может поезд ехать?  Узкоколейная станция расположена  метрах в 700, на путях стояли вагоны, из ангара выглядывал тепловоз ТУ7, около которого копались мужики. Поинтересовался, когда поезд - сказали, что ожидается вечером. Спросил, сколько идет до Охи - ответили, что обычно сутки (200 с небольшим километров), а там как получится.

Вернувшись на станцию, занялись поисками машины. Один из водителей согласился отвезти нас в пос. Горячие ключи и забрать на следующий день, чтобы мы успели к поезду на Южный. (по 400 руб. за рейс)

Водителя звали Константин Владимирович, он как раз оказался машинистом тепловоза узкоколейной дороги, и, увидев мою заинтересованность, всю дорогу рассказывал об истории железки.  Стоилась она зеками, и была сдана в эксплуатацию в 1951 году, принадлежит тресту Оханефтегаз (за точность названия не ручаюсь).  Первоначально планировалась широкая колея (не помню уже, какая здесь имеется ввиду - широкая традиционная, или "широкая" сахалинская), все мосты были выполнены под нее, но не смогли договориться с МПС. Ходило до 6 пар товарняков в сутки, но и тогда скорость была не высока - 15 км/час. Пассажирский поезд содержал до 12 вагонов (конструктивно - с двух сторон вагона боковые плацкартные полки)  шел значительно быстрее товарняка (до Охи за 7 часов) и пользовался большой популярностью. В 1980 году он был отменен в первую очередь по соображениям безопасности - было несколько крушений. Косвенно отмене поезда также способствовала постройка автодороги, но в настоящее время после продолжительных дождей и в межсезонье автодорога проходима только для машин на базе Урала, которые окончательно ее разбивают, и дорожникам приходится постоянно восстанавливать профиль.  В такие периоды узкоколейка остается единственным наземным связующим звеном Охи с "большой землей", поэтому, несмотря на плачевное техническое состояние - происходит по несколько сходов состава за рейс - закрытие железной дороги в ближайшее время не планируется.  В последнее время от МПС опять поступали предложения о перешивке дороги на широкую колею,  но трест отказался. Не захотели нефтяники и сдать дорогу в аренду американцам на 15 лет

Сейчас в депо имеются тепловозы ТУ7 и мотриса ТУ8 с пассажирским салоном. На станции Пильтун базируется восстановительный поезд, в Охе - диспетчер, по указанию которого осуществляется занятие перегона. Все разъезды, обозначенные на карте, вроде бы действуют, на каждом из них имеется телефон - для связи с диспетчером на крайний случай - качество связи очень плохое. Основное же средство связи -  радиостанция, вдоль ЖД установлены вышки, но покрытие не сплошное. Бывали случаи, когда авария  происходила в "мертвой зоне", и поезда терялись более чем на сутки. Зарплата на железной дороге маленькая, 6-8 тысяч, но дисциплина очень строгая - за нарушения сразу же увольняют. Очень распространенная причина увольнения машинистов - управляя тепловозом, заснул, и выехал на перегон без разрешения.   

Приехав в Горячие Ключи, мы пошли искать место, где разбить лагерь. Наконец, походив по болотистой местности, нашли маленькую полянку с кочками, где и кинули вещи. Сразу пришлось переодеваться в непромокаемую обувь, так как было достаточно мокро, тучи комаров не давали снять куртку, хотя было жарко. Место было высокое, и влажность почвы имела не совсем понятное происхождение, может быть такая сильная роса.... Пришлось попробовать Аутан, который хоть и помогал, но мало.

Приготовление обеда длилось бесконечно долго, так как дров поблизости было очень мало, а примус Стасика производства Эстонии действительно не торопился кипятить воду. Может быть, она потому так долго не хотела кипеть, что была слегка подсоленная. Ее мы набирали из источника, который бил из трубы, поэтому пищу не надо было особо солить. "Источник" этот, техногенно-деструктивного  происхождения, представлял из себя ржавый обгоревший кран на месте бывшего помещения для приема минеральных ванн, сгоревшего судя по всему совсем недавно. В свете дефицита соли нас это очень устраивало. Зато подсоленный чай с минеральным привкусом понравился только мне, остальные как-то не выразили особого энтузиазма и предложили купить воды в магазинчике неподалеку. Через час мы все-таки поняли, как регулировать примус, но тушенку все равно пришлось доваривать на костре.

После обеда и фотосессии мы со Стасиком пошли исследовать местность на горячие целебные источники. Их там оказалось много. Горячие источники помещаются в маленьких деревянных домиках с вырезанным полом, куда вставляется лестница для того, чтоб спускаться в пузырящуюся воду, там также есть маленький предбанник, где можно оставить одежду. Каждый из источников имеет свое название. Нам больше всего понравилось в «Патриоте», в «Партизане» нас ждала настоящая баня, в «Мечте» нас очаровал нежный песок на дне, хотя там было мелко. Везде в деревянных домиках были нацарапаны надписи с датой и местом приезда сюда туристов типа «здесь был Вася». Самая экзотическая надпись, замеченная мной, была оставлена туристами из Переславля-Залесского. А вообще, такой стиль самовыражения по моему мнению - редкая пакость. Стасик оставил билет Мосгортранса на проезд на наземном транспорте на одной из реек любимого «Патриота». 

После таких бальнеологических процедур мы были как на небесах. Завалившись в палатку, мы лежали не в состоянии пошевелиться в полной нирване, в то время как Женя и Леня пришли нам на смену в водных процедурах. После их возвращения мы поели и отправились в магазин за водой, попутно отыскав еще несколько горячих ключей.

Возвращаясь с прогулки, мы увидели  наших товарищей,  вымазанных  в целебной грязи болота и решили к ним присоединиться, пока не село солнце. Большое количество теплых источников находилось в полосе прилива, обнажились они только к вечеру. Дальше всех от берега был самый главный  источник - грязевой, с углублением диаметром метров 8 и глубиной около 2х посередине, заполненным горячей грязной водой.  Заходить в это черное месиво вопреки ожиданиям было не очень приятно, но когда мы доползли до наших, плюхающихся в углублении, откуда выходили пузырьки, стало так весело и радостно. Все, как свиньи,  вымазались в грязи, испачкали одежду, сфоткались на цифровик  и пошли отмываться в один из домиков. Но оказалось, что этого не достаточно. В итоге пошли опять в «Патриот». Измазанные в грязи с одеждой в двух руках, мы бегали по окрестностям в поисках свободных домиков, в то время как местные комары впивались в наши голые тела и явно ловили кайф – зрелище было дико смешное J.

Отмывшись, чистые и довольные, мы поужинали провизией из местного магазина, развели костер и завалились спать. Сон в эту ночь был просто ангельский.

 

Утро в Тымовском.

Поезд прибыл на ст. Ноглики.

"Широкая" и узкая колея около ст. Ноглики.

А вот что возит поезд! Брр... (надпись на вагоне: Метанол, яд -огнеопасно)

Лиственничный лес на стоянке.

Источник у границы прилива.

 
 

Сосна

В источнике "Партизан"

   

Поезд на станции Горячие Ключи.

Источник "Мечта"

 

Главный грязевой источник

   

Через 2 часа после нашего купания источник уже затоплен - прилив.

                                                                        Назад    К оглавлению    Далее

Используются технологии uCoz