16 день, 25-07-2004, воскресенье.  День вылета/Иволгинский дацан.

Встали мы ~по расписанию и, наевшись конской тушенки с хлебом и пивом, отправились бродить по городу. Была переменная облачность, но не дождливо, тепло, но не жарко. Времени у нас было, хоть отбавляй. При этом самый центр мы уже посмотрели, и оставалось искать приключений где-то еще.

Мы гуляли вдоль набережной, заходя в какие-то церкви, забрались вверх по какой-то сельского вида улице, покатались на трамвае, чуть не уснув. Затем все-таки решили выйти где-то в центре. Побродив еще там и зайдя на рынок, Стасик купил там черемшевой муки, а в магазине – еще конской тушенки и жбан пива.

Когда подошло время двигаться к гостинице, мы как назло не могли найти остановку маршрутки. Я уже начала изрядно нервничать, так как перспектива опоздать на самолет, прямо скажем, меня крайне пугала. Наконец, увидев надпись «Аэропорт» на какой-то маршрутке, мы погрузились в нее и почти во время доехали до гостиницы.

Собрались мы быстро, но когда через 5 минут мы пришли в аэропорт, оказалось, что рейс задерживают на 2 часа. Мы сели на лавочку возле аэропорта, кинули рюкзаки и по очереди сторожили их. Сначала Стасик купил пива, потом я пошла искать закуску. У меня начался бзик, почему-то очень захотелось нежареного фундука, который я естественно не нашла. В итоге мы заедали пиво арахисом. Сразу стало так хорошо, настроение вдруг резко поднялось, мы дощелкали пленку в моей мыльнице и начали читать  путевые заметки. Уже на третьем слове меня почему-то разобрал дикий смех, хотя вроде ничего смешного и не было J.

Наконец, объявили посадку на наш рейс, мы сдали рюкзаки в багаж и опять погрузились в «Юлию Фомину». Начиналась гроза, и собирался дождь, поэтому после посадки мы некоторое время не могли взлететь. Полет продолжался чуть меньше 6 часов, но, так как, по словам Стасик, я практически постоянно спала, то для меня он не показался долгим. Впрочем, я сама этого не помню, мне казалось, что в перерывах между ужином, газировкой и взлетно-посадочными леденцами, я просто дремала J.

Где-то в 11 вечера мы прилетели в Домодедово. С учетом 5-часовой разницы с Иркутском, у нас в сутках получилось 29 часов. Мой родной брат меня даже не узнал, сказав, что я похудела. Он довез Стасика до метро, а меня до квартиры. С порога на меня бросились родители со счастливыми возгласами радости, что «путешественница» вернулась домой J.

Так закончились 2-хнедельные скитания по Сахалину и Дальнему Востоку, которые навсегда оставили в моей памяти неизгладимый след, и о коих я нисколько не жалею.

Проснулись по будильнику в 8.30, быстро собрались, и, сдав вещи в камеру хранения, отправились в центр города. Осмотрели еще раз голову Ленина, и сфотографировались рядом с ней, чтобы был понятен масштаб. Несмотря на то что было утро воскресенья, быстро нашли цифровую фотостудию, где записали фотографии на компакт-диск. Погуляв по центру города, пофотографировав достопримечательности и попив пива на скамеечке, отправились к 12часовому автобусу до дацана.

Дорога заняла около 40 минут  (конечный пункт у автобуса - Каленово), проехали Иволгинск и через пару километров свернули направо, проехали еще километра 3 - и вот мы на месте!

Дацан оказался огороженной забором посреди чистого поля  территорией в форме квадрата со стороной метров 500.  Перед входом располагались "торговые ряды" сувенирщиков и домик, выполняющий функции центра общественного питания, а в сотне метров находились заведения Эм и Жо, к которым вела незарастающая народная тропа. Я не был уверен, что посещать дацан в шортах будет прилично, поэтому воспользовался заведением для переодевания в спортивные штаны.

Перед входом в дацан было несколько стендов, с которыми я, как человек неискушенный в буддизме, внимательно ознакомился. Еще перед отъездом я распечатать какую-нибудь "методичку" по буддизму, и за время путешествия немного войти в курс дела, но, к сожалению, забыл это сделать. Вкратце порядок был таков: обходить дацан надо по часовой стрелке, барабаны полезно вращать (внутри находятся свитки с молитвами, которые при вращении барабанов доносятся до Будды), статуям Будды кланяться. Принято оставлять около барабанов жертву - конфетку или мелкую монету.

Также в монастыре располагались храмы со статуями тигров и других загадочных зверей перед входом, и сооружения, состоящие из белого квадратного основания с расположенными на нем пирамидками, названия и назначение которых я, к сожалению, забыл. Хозяйственные и жилые постройки располагались вперемешку с культовыми, тут же паслись коровы и гуляли собаки и куры.

Зашли в один из храмов. Единственное ограничение внутри - запрет фотографировать. Можно заказать молитву, зажечь масляную лампадку - в целом все так же, как в православной церкви. Только отсутствуют навязчивые бабушки, постоянно поучающие - туда ходи, туда не ходи, перед иконами крестись и кланяйся три раза, и т.д. и т.п.

В целом надо сказать, что в дацане мне очень понравилось - здесь чувствуется истинная свобода вероисповедания, когда упор делается именно на духовную составляющую веры человека, а не на внешние проявления этой веры и следование рамкам и правилам. И, мне кажется, наша Православная Церковь в своем махровом консерватизме зашла слишком далеко, надо быть проще и понятнее. Ну ладно, не стоит здесь углубляться в сравнительное религиоведение.  :)

Узнав о том, что через поля в Иволгинск есть тропа, и монахи почти всегда ходят пешком, мы решили последовать их примеру.   Сначала тропа действительно была неплохая, но потом стала едва заметной, и в конечном итоге мы ее потеряли. Начали двигаться через поля напролом, выбрав за ориентир группу пятиэтажек на окраине Иволгинска. В одно месте пришлось преодолевать вброд канаву   со стремительным потоком воды глубиной выше колена, в другом - скакать по кочкам  болота и перелезать через забор пастбища.

Добравшись до пятиэтажек, мы увидели, что они заброшенные, лишь один дом был наполовину жилой, вместо жутковато чернеющих оконных проемов были занавески и цветы на подоконниках.  Пока ходили за пивом, маршрутка уехала, и следующую пришлось ждать больше 20 минут.

Добравшись до автостанции, мы перекусили позами в ужасно грязной кафешке около автовокзала. Позы - изделия типа пельменей, но размером с  котлетку. Чем отличаются от мантов - не понял, возможно первые - бурятское блюдо, а вторые - русское. Кстати, вывески "Горячие позы" встречаются в Улан-Удэ на каждом шагу, так вот, не подумайте ничего такого - это как раз про данное блюдо :))

Поужинав, отправились на городской пляж, где искупались и помылись с мылом, а затем пошли обкатывать Улан-Удэсский (именно так правильно) трамвай. Сели на первый попавшийся номер, он завез нас в какой-то отдаленный район города, долго стоял на кругу и не хотел отправляться, и в добавок как оказалось не идет до ж/д вокзала. Зато на обратном пути подробно посмотрели центр города из окна трамвая. Сделали пересадку на другой трамвай, но понятие "идет до вокзала" оказалось весьма условным - трамвайная ветка проходит в 10-15 минутах ходьбы дворами от вокзала.

Получив рюкзак в камере хранения, загрузились в свой купейный вагон. Соседями по купе оказались женщина с девочкой лет 6. Проявилось отвратительное свойство купе - совершенно некуда было положить рюкзак,  который пришлось оставить на полу. Попив чаю, почти сразу же легли спать. Встав среди ночи, узнал, что наш поезд опаздывает в Слюдянку больше чем на полчаса  - наши попутчики выходили именно там.   Это была очень неприятная информация, т.к. в случае увеличения опоздания появлялся риск опоздать в аэропорт на регистрацию. Но повлиять на ситуацию я никак не мог, поэтому решил продолжить сон.

Местный "Арбат"

Православный монастырь.

Барабаны.

Сооружения, названия которых я забыл.

Главный храм.

Парадные ворота.

Загадочный зверь.

Жилые здания на территории дацана.

Елки с ленточками - жертвами духам.

Вид на Иволгинск с дацана. Находчивые коровы спасаются от жары. Дацан.

Оросительная канава через поля, которую пришлось переходить вброд. Иволгинск. Заброшенные пятиэтажки. Гигиенические процедуры в Селенге.

Селенга.

Вечер на берегу Селенги Шагающее облако

Улан-Удэсский трамвай. Альтернативный памятник Ленину. Железнодорожный вокзал.