День 1. Мадрид.

Номер, как и было заявлено, оказался без душа, но отсутствовал также и туалет. Безумные вопли на улице долго не давали уснуть – и хотелось высунуться в форточку и заорать матом на уродов, беснующихся под окнами. Удержало осознание того, что нашего мата они не поймут все равно.... :) Под утро вопли стихли, но начались жуткие громыхания мусорных баков - местные мусоровозы, как оказалось, выколачивают мусор из бачков довольно специфическим образом. Всю ночь из-за этого сон был прерывистый и неспокойный.

Встали по будильнику в 9.00. Собирались долго - в основном процесс тормозил я разнообразными гигиеническими процедурами. В районе 10 вышли. За гостиницу заплатил карточкой - первый опыт за бугром [33 евро]. Сразу скажу, что система безналичной оплаты очень развита в Испании, как, наверное,  и во всей остальной Европе - заплатить карточкой можно в любом маленьком магазинчике и забегаловке. У меня в связи с оплатой карточкой проблем никаких не возникло - карточку принимали везде и лишнего не списывали. Один раз, правда, попросили "Identification" - показал паспорт.

Погода была не очень - временами накрапывал мелкий дождик, переходящий в снег. Направились куда глаза глядят - судя по карте достопримечательности находились во всех направлениях от места ночевки. Осмотрели маленькую площадь рядом с гостиницей - сразу скажу, что площадью в Испании называется любой маленький пятачок на пересечении улиц.

Группа местных собачников выгуливала своих питомцев прямо на площади. Ничего страшного, чистота улиц не страдает - весь Мадрид увешан плакатами "Убери кал за своей собакой", и установлены специальные урны для биоотходов с бесплатными пакетиками. Совочков, жалко, бесплатных не раздают :)

Несколько раз встретили дорожный знак в виде восклицательного знака с подписью Salida de bomberos - я думал "Осторожно, стоянка бомбил", оказалось пожарный выезд :)) Также встретили бронзовый памятник дворнику со щеткой, (малые скульптурные формы очень распространены в Мадриде), а также одного настоящего оператора диковинной  машины с электрическим шнуром, предназначенной  для мойки мостовой. Оператор, несмотря на недовольство, выраженное жестами, был мной заснят.

Plaza de Major

Вышли на Plaza de Major - площадь мажоров :) - на самом деле она мэров, но мажоров - прикольнее. Фасад одного из зданий было украшен росписями - фрески(?), правда на светские, но несколько эротические темы. Очень прикольно смотрится. Посреди площади - памятник мужику на коне. В отличии от Грузии, где раз мужик на коне, значит царь Давид, здесь возможны варианты - Дон Кихот, Король такой-то n+1й и т.п.

Покинув площадь мажоров, мы зашли в костел и поприсутствовали немного на службе - как всегда в католических храмах в наличии были динамики, обеспечивающие везде одинаково хорошую слышимость. Католики современных технических достижений не чураются.

Направились к парку Кампо дел Моро, по соседству с которым располагались важные достопримечательности -  собор Нуэстра-Сеньора-де-ла-Альмудена и дворец Реал, резиденция короля Хуана, который совсем недавно несколько дней не сходил с экранов телевизоров - сам ВВП был с визитом у испанского короля.

Cобор Нуэстра-Сеньора-де-ла-Альмудена

Собор Альмудена строился белее 100 лет, и был завершен в конце 20 века, в 1993 году его освятил сам папа Иоанн Павел II. Любят, однако, испанцы, долгострои культовых сооружений устраивать. Надо им брать пример с Лужкова :) Знаменитая Саграда де Фамилия в Барселоне, которую великий Гауди начал строить в конце 19 века, планируется к завершению в 2020 каком-то году. Но зато строится полностью на пожертвования верующих.

Собор был закрыт, по крайней мере мы не нашли, как попасть внутрь. Дворец, наоборот, был открыт для посещения, но цена билета была около 10€, переглянувшись, решили на посещение забить и ограничиться осмотром снаружи.

Передохнув на скамеечке напротив памятника мужику с лошадью :), направились к ближайшей станции метро Principe Pio. С северной стороны к дворцу примыкал чудесный маленький парк с фонтанчиками и забавно подстриженными деревьями, через который было приятно прогуляться.

Вышли на улицу Cuesta de San Vicente - судя по карте она должна была привести нас прямо к вокзалу. Правая полоса дороги была отведена для общественного транспорта - автобусов и такси (да да, у испанцев это общественный транспорт), и отгорожена от остальной проезжей части пластмассовыми бордюрами. Очень удобно - автобусы идут один за одним, но проблемы выезда с остановки нет.

Однако, приближалось время обеда,  и мы зашли в одну из многочисленных забегаловок, заманчиво распахнувших свои двери перед прохожими. Тетушка вроде бы неплохо говорила по-английски , но меню было только на испанском. Изучение меню велось следующим образом - мы тыкали пальцем в блюдо, а хозяйка пыталась объяснить, что это. Часть блюд так и осталась для нас загадкой: Mmmm... It's like....Sorry, I don't know how explain it  :))  поэтому мы решили взять простое и понятное блюдо - типа больших поджаренных бутербродов с мясом и dos cervesas (2 пива). Полезнейшую фразу "Dos cervesas seniora, por favor" (2 пива сеньора, пожалуйста) мы вычитали в одном из отчетов о самостоятельном путешествии по Испании, рекомендую запомнить :)

Отобедав, расплатились кредиткой - даже в маленькой забегаловке это не проблема, и продолжили свой путь к метро Principe Pio. Станция оказалась мощным пересадочным узлом – здесь пересекались несколько линий метро. Кроме того, здесь была пересадка на пригородные поезда. Железнодорожные пути проходили на 4 или 5 ярусах друг над другом, платформы соединяла запутанная система переходов, в которой мы так окончательно и не смогли разобраться – минут 10 пытались попасть перейти на нужную нам линию, но, в конце концов забили и решили уехать по другой линии, чтобы пересесть  на более простой станции. Не тут то было: проехав одну станцию, поезд остановился, постоял пару минут, и поехал назад. Вот такая короткая соединительная линия с одним поездом, катающимся туда-сюда.

Еще раз дождались отправления поезда, проехали остановку, и на этот раз успешно совершили пересадку, а затем другую, доехали наконец до железнодорожного вокзала Atocha. Невнимательно посмотрев на карту, я решил, что станция Atocha – ближайшая к вокзалу, на ней мы и вышли, но потом оказалось, что следующая станция метров на 500 ближе. Вот такие крошечные перегоны бывают между станциями. Вообще, в центре города станции метро практически на каждом шагу – 5 минут одна от другой. В Москве такое разве что есть около Кремля, где пересекаются 4 линии. Самое интересное, что находятся люди, которые заходят в вагон, проезжают одну такую маленькую остановку, и на следующей выходят. Думаю, что по времени это раза в два дольше, чем пройти по верху.

Снаружи вокзал был окружен кранами – реконструкция. Попав внутрь, мы обалдели – было полное ощущение, что это не вокзал, а ботанический сад. Огромные пальмы тянулись к солнечному свету, проникавшему сквозь прозрачную крышу. Повсюду стояли цветы и растения в кадках. На бортах цветников расположились несколько колоритного вида бомжей и мирно беседовали о чем-то. В отличие от своих российских собратьев, удручающего зловонья они не источали, впрочем, более тщательно принюхиваться желания не было :)

В билетные кассы стояли несколько нехилых очередей, в какую должны были встать мы я не понял, поэтому обратился к девушке-негритянке в красном костюме,  видимо выполнявшей функции администратора кассового зала. По-английски она говорила неплохо, и мне показалось, что она даже поняла суть нашей проблемы - необходимости покупки спального места к имеющемуся проездному евродомино.

Очередь двигалась достаточно быстро, и минут через 10 я оказался у заветной стойки. Кассирша способностью изъясняться по-английски не обладала, поэтому я протянул ей наши евродомино и распечатку с номером и расписанием нужного нам поезда, повторив несколько раз "Бильбао" и ткнув пальцем  в сегодняшнюю дату на календаре. Тетка что-то спросила, я предположил, что тип вагона, и показал ей, зевнув, наклонив голову и приложив к щеке сложенные ладони, что мы хотим лежачку :)  Как я вычитал в разговорника позже, надо было всего лишь сказать сказать Coche cama - разговорники полезнее читать заблаговременно :) Тетка начала говорить еще что-то, но увидев, что я не въезжаю, занялась оформлением билетов. В очередной раз заплатил кредиткой.

Покончив с билетами, мы решили направиться в музей Прадо, но меня привлекла видневшаяся невдалеке интересная башенка - пришлось сделать небольшой крюк. Странно, но башенка оказалась на территории какого-то закрытого спортивного заведения, типа детской спортшколы, и подойти к ней близко так и не удалось. Забив на башни, пошли в Прадо.

Сколько стоил входной билет я уже забыл, но посмотрев на мой ISIC, ее снизили на целых 2 евро :) На входе выдавались бесплатные схемы музея на разных языках (русского не было)  и платные аудиоэкскурсоводы, опять же на русском не было. Мы решили, что на английском оно нам нафиг не надо - обойдемся схемой. Да, рюкзаки пришлось оставить в бесплатной камере хранения на входе - и это прекрасно, с трудом представляю, как бы мы таскались по залам с нашими баулами.

За два часа, которые мы провели в музее, всю экспозицию, естественно, даже бегло осмотреть не удалось - в основном смотрели полотна испанцев Веласкеса, Гойи и обнаженных тучных женщин Тициана.

В целом, музей, конечно, очень понравился, но, на мой взгляд, тратить на него целый день было бы скучно. А так - представление получили, задача выполнена.

Выйдя из Музея мы направились на поиски туристического информационного центра - я не находил любезно предоставленной Елизаветой карты Мадрида, по которой мы до входа в музей ориентировались, и которую я дал клятвенное обещание вернуть в целости и сохранности. "Положил на стойку билетной кассы и забыл", - подумал я. Надо было срочно достать новую. (Уже вернувшись домой, я обнаружил Лизину карту на дне рюкзака - видать засунул на автопилоте )

Совсем недалеко от музея, судя по остававшейся у нас распечатке карты города из интернета, информационный центр был. Когда-то давно... Не наблюдали мы его, хотя стояли на том самом месте, где на карте была нарисована голубая буква i. Зашел в гостиницу уточнить, сказал, действительно, сейчас его здесь нет, и подарили карту центральной части города с символикой этой гостиницы и стрелочками для скорейшего ее нахождения.

Совершенно случайно нашли памятник Сервантесу, Леонид, правда, мечтал о Сервантесе на коне, но и простой, на тумбочке, сгодится для снимка. Рядом обнаружили здание с почему-то безумно понравившейся мне фразой на фасаде:

Следующий информационный центр был в нескольких кварталах, но и его мы не обнаружили. И следующий, тоже якобы недалеко находящийся, тоже не нашли. В итоге, решили замкнуть наше пешеходное кольцо и вернуться на площадь Мажоров (Major square), туда, где инфоцентр мы с утра видели, но не зашли.

Получив карту и еще немного полезного спама типа схем метрополитена и маршрута туристического автобуса, решили в остававшийся примерно час светлого времени суток прогуляться до еще какой-нибудь достопримечательности - по близости были арка и базилика Сан-Франсиско-эль-Гранде.

Арка.

Осмотрев, решили спуститься к реке, но наткнулись на несколько уютных стульчиков, вкопанных в землю, на которых посидели несколько минут, наблюдая с высокого холма панораму Мадрида в лучах заходящего солнца.

Вечерний Мадрид.

Желая подойти к реке, мы залезли на огромных размеров стройку - возводили новый автомобильный мост. Через стройку подойти к реке действительно удалось, но пропало желание даже мыть руки - вода была откровенно нестерильной :) Вернуться решили другим путем, в результате чего через стройку лезли в 3 раза дольше, чем по дороге туда, дорога осложнялась наступившими сумерками. Со всех сторон на нас смотрели удивленные работяги - откуда, дескать, вы взялись, посреди стройплощадки. "Сейчас примут", - подумалось, но все обошлось - все же мы в цивилизованной Европе.

Затем я устроил попытку фотосъемок королевского дворца в ночи, но она не увенчалась успехом - не на чем было разместить фотоаппарат, чтобы сделать кадр с большой выдержкой, да и вид открывался не совсем удачный - мешали деревья. В итоге на фотосъемку я плюнул, и пошел догонять Леонида, потихоньку ушедшего вперед, в сторону уже знакомой нам станции метро Principe Pio.

Хотя станция Chamartin на картах метро имелась, до нее мы не доехали пару остановок - поезда дальше не ходили, если я правильно понял - капитальный ремонт. Отдавать за пару остановок по евро с носа нас задушила жаба, и мы прогулялись до вокзала, с которого отправлялся наш поезд, пешком. Как выяснилось позже, могли бы и проехать бесплатно - заплатив за проезд один раз, в течение часа или полутора можно делать неограниченное количество пересадок, а билет и на автобус и на метро один и тот же, многоразовый, с магнитной полосой.

Когда мы пришли на вокзал, до поезда оставалось еще около 1.5 часов. На табло отправления свой поезд мы нашли, и на душе стало радостно - еще  чуток, и мы примем желанное горизонтальное положение, такое удобное для сна. Но на всякий случай я решил уточнить, правильно ли нам оформили доплату, и пошел к кассам. Дядька попался англоговорящий, и он разъяснил мне весь ужас нашего положения. Случилось страшное - вместо доплаты за спальное место второго класса, нам оформили доплату за сидячку первого класса. А сейчас спальных мест в продаже уже не было никаких. Да, таких ударов великий комбинатор не испытывал давно.... Отдать по 25 евро, поменяв шило на мыло, сидячку второго класса, которая нам полагалась по проездному и так, на сидячку первого класса. Сидячка, ее хоть как назови, своей мерзкой сути она не изменит....  В гнуснейшем расположении духа я вернулся к Леониду, и сообщил ему прискорбную новость. Он отреагировал как всегда спокойно - что делать, воля Божия, и сидя поспим.

Поужинав в вокзальном буфете кружкой пива и сандвичем, пошли на посадку. Наш сидячий вагон был открыт и проводника не содержал, мы сели согласно местам в свое купе. Да, по компоновке вагон был аналогичен российскому купе, только вместо 4х спальных мест в каждом купе было 6 кресел -три у одной стены и три у другой. Таким образом, предстояло как в первом классе электропоезда-экспресса пялиться всю дорогу на соседа.

Соседями оказались тетка, которая сидела рядом с нами, и мужик, рассевшийся на трех креслах напротив. В контакт с соседями вступить мы не пытались - уже убедились, что по-английски здесь говорят немногие. Через 10 минут после отправления пришел контроллер, быстро проверил билеты, проколол их щипцами, и так же быстро удалился. После этого мужик напротив поднял подлокотники кресел, трансформировав таким образом три сидячих места во вполне замечательный диван, на котором и разлегся. "Леня, я тоже так хочу!", - сказал я, но Леонид опять отреагировал вяло, начав надувать свою любимую подушку для шеи.

Я вышел из купе и осмотрел вагон - были полностью свободны два купе - первое и последнее. Я загрузился в последнее, произвел трансформацию кресел в диван, подложил под голову кофту, и немедленно вырубился. Не успел я досмотреть и первый сон, меня разбудил контроллер, и сообщив, что это купе служебное – для полиции и железнодорожников – отправил меня на свое место. Ну уж нет, первое купе было по прежнему свободно, и я расположился в нем, продолжив досматривать сон.

Памятник поэту и драматургу Федерико Гарсиа Лорка

"Игрушка" на детской площадке. Бедные испанские дети...

Въезд на подземную парковку.

Памятник мусорщику.
Настоящий мусорщик. Сердится.
"Пожарный выезд"
На этой, с виду безобидной фотографии, знакомая девушка Настя разглядела ...
наркоманский магазин! :)
Дворец короля Хуана.
Памятник мужику с лошадью.
Чудесный маленький парк.
В зале ожидания вокзала Аточа.
Памятник чемоданам. Справа - настоящий испанский бомж.
Вокзал Аточа. Грандиозная реконструкция.
Башенка на территории спортшколы.
Памятник Веласкесу.
Леонид на фоне конгресса дэ лос депутатов.