День 2. Бильбао - Сан-Себастьян.

Сон в сидячке 1 класса оказался неплох – за всю ночь проснулся 3 или 4 раза. Среди ночи подсел мужик и сразу же принялся звонить по мобильнику и орать на все купе, так продолжалось минут 5, после очередного моего недовольного взгляда мозгов выйти в коридор ему все-таки хватило. Проснувшись еще раз уже под утро, я обнаружил соседа, растянувшимся на трех противоположных креслах, как и я.

В Бильбао прибыли с 15-минутным опозданием. Утренние гигиенические процедуры проводили уже на вокзале, т.к. проснулись буквально за 5 минут до прибытия. Сразу обратили внимание на двуязычное написание указателей – вместо ставшей уже привычной надписи Aseos на туалетном указателе, было написано еще и Kommunak – теперь мы знаем и язык басков J.

Вообще, туалеты в Испании – это сказка. Везде чисто, в достаточном количестве мягчайшая туалетная бумага, и главное – понятие платных туалетов отсутствует в принципе. Может, конечно, платные сортиры где-то и существуют, но мы за все дни пребывания в Испании не встретили ни одного. В городах все очень просто – можно зайти в любую из многочисленных забегаловок и кафешек и посетить заведение – в путеводителях пишут, что никто слова не скажет. Скажу наперед, что один раз именно так я и поступил.

Проведя гигиенические процедуры, мы отправились на поиски железнодорожной кассы,  чтобы купить недостающие две резервации. Оказалось, что билеты на "маньяна" – это предварительная продажа, а она открывается только в 9.30. Выходит, некоторых формальных глупостей, cвязанных с оформлением ЖД билетов не лишена и Европа – народу в кассы не было никого и кассиры откровенно скучали, однако отоварить билетами нас было нельзя. L

Вышли на улицу и пошли куда глаза глядят – полноценной карты города не  было, и приходилось ориентироваться по путеводителю. Перешли по мосту через реку и полезли вверх – судя по путеводителю в этой части города была какая-то церковь, которую мы так и не нашли. Зато нашли эскалатор, расположенный на тротуаре круто спускающейся  улицы, и автоматически  включающийся при подходе к нему. Прокатились – прикольно.

Набрели на поляну, посреди которой из земли торчала труба  красного кирпича – как в типовых советских котельных, только повыше. Ее назначение так и осталось для нас загадкой. Заглянув в близлежащий магазин, купили хлеба, твердого сыру и бутылочку красного вина. Расположившись на скамеечке напротив трубы, решили позавтракать.

Штопора не оказалось, и вино достаточно долго пришлось вскрывать подручными средствами – успех был достигнут только минут через 10. Мимо пробегали бегуны в шортах и проходили собачники – было немного неудобно распивать в столь людном месте, но, надеюсь, аборигены на нас не обиделись.

Позавтракав, направились короткой дорогой в сторону вокзала. Короткая дорога предусматривала нехилый спуск с высокого берега. Заглянули на пару минут в костел, в котором как раз начиналась утренняя служба, и направились дальше к реке. С крутого берега мы спустились …. на лифте..  Сначала думали, что лифт благотворительный, как и эскалатор, но оказалось, что внутри лифта живет дядька, выполняющий функции билетера. Тариф странный, 0.28 евро. Действуют и проездные – видимо, лифт является неотъемлемой частью системы городского транспорта Бильбао, за безупречную организацию которой город, как было написано в путеводителе, был удостоен высокой награды.

Покупка билетов прошла практически без проблем, только долго – минут 20. Очереди так и не наблюдалось, но меня заставили взять талон с номером моей очереди в специальном автомате. Мужик, как водится, говорил по-английски a little, но я уже знал ключевые слова "маньяна" и "пасада маньянва", и вручив ему распечатку с номерами поездов и наш евродомино, тыкая пальцем в расписание поездов, повторял заклинание – Барселона Севилья маньяна, Севилья Мадрид пасада маньяна. На поезд-экспресс Севилья-Мадрид билетов второго класса уже не оказалось - закончились, и пришлось взять первый, доплатив по 23 евро с носа.

Бильбао. Музей Гугенхайма.

 

Направились на набережную, по которой решили прогуляться до главной достопримечательности Бильбао – музея современного искусства Гуггенхайма. Параллельно набережной была проложена трамвайная линия и ползали зеленые гусеницы трамваев. Сам музей располагался на набережной в здании непонятного дизайна. На набережной размещался металлический паучок, меду лапок которого народ прогуливался, а около главного входа в музей была установлена гигантская собака метров 8 высотой из разноцветных цветов.

Сфотографировавшись около столь необычной достопримечательности, зашли в здание музея. Как и в Прадо, наши шмотки временно изъяли, предварительно посветив. Девушка билетерша знала английскую мову, и разъяснила нам, что сейчас часть экспозиции закрыта, поэтому билет стоит дешевле обычного – 7.5  евро с носа. Достал из кошелька ISIC и получил скидку 2.5 евро – единственный раз за всю поездку. Выходит, глубокого смысла заводить эту карточку, действующую, кстати, всего год, ради одной короткой поездки в Европу не стоило – стоимость оформления 300 рублей.

Сама экспозиция, надо сказать, не впечатлила – видимо понять современное искусство мне не суждено. Фотографии, впрочем, попадались неплохие, среди которых было много снимков рук в разных вариантах, в том числе и отдельная кисть руки, висящая на веревочке. Было достаточно много фотографий и на военные темы – об ее ужасах, среди которых выделялась фотография обнаженного мужского торса с руками без кистей. Может, оно, конечно, такое, современное искусство, а я человек темный и нифига не понимаю, но мне категорически не понравилось.

На первом этаже располагался еще один странный зал, в котором размещались так называемые инсталляции. Они представляли из себя  фигуры в основном в форме спиралей круглой и сплющенной формы из металла толщиной 2 см. В высоту эти сооружения были около 4-5 метров. Я почувствовал себя глупо, когда, сделав несколько кругов, дошел до центра спирали и не обнаружил там ничего. Ничего не было и внутри других круглых и сплющенных спиралей.

В соседнем, маленьком зале, мы осмотрели макет данной инсталляции в уменьшенном масштабе. Единственный прикол инсталляции – грандиозность и сложность ее монтажа – наверняка крышу зала сооружали потом.

Выйдя из помещений музея на свет божий, посидели минут 5 около цветочной собаки и уже решили уходить, как вдруг заметили, что расположенные рядом фонтаны имеютвмонтированные в мостовую кнопки управления, нажиманием которых развлекается молодежь. Нам захотелось тоже, и еще минут 10 мы развлекались фонтаном.

Для достижения автостанции решили воспользоваться зеленой гусеницей – трамваем. На остановке висело подробное, но малопонятное описание данного транспорта с кучей наверное полезной информации. Из описания следовало, что трамвай в час пик ходит 6 раз в час в 8, 18, 28 и т.п. минуту часа, а в остальное время 4 раза в час тоже в определенные минуты каждого часа. Очень удобно – не надо забивать голову расписаниями, достаточно запомнить минуты.

Здесь же, на остановке, размещался автомат для продажи билетов, разговаривающий на разных языках и выдающий сдачу. (Сравните с нашим любимым «Автомат сдачу не выдает» - хоть по мелочи, но дополнительно нагреем соотечественников. Не думаю, что механизм выдавания сдачи существенно усложняет и удораживает автомат). Опустив в него 2 евро, мы получили 2 билета, которые тут же надо было «прокомпостировать» - автомат напечатал время и остановку, на которой мы совершили посадку.

Зеленая гусеница подъехала, и мы с ветерком проехали 4 остановки в салоне, больше напоминавшем салон космического корабля. Стенка, соединяющая салон с кабиной машиниста, была прозрачной, и можно было понаблюдать за его работой, что я с удовольствием сделал. В кабине было множество приборов, какие-то датчики и монитор – сразу вспомнились громыхающие и неторопливо ползающие дряхлые российские собратья данного трамвая.

На  автостанции расписание оказалось тоже очень простым – в Сан-Себастьян (по-баскски Донастиа) отправлялся в 0 и 30 минут каждого часа. Ближайший отходил через 5 минут, мы купили билеты по 8,3 евро и отправились на посадку, правда, сначала ломанулись не в тот автобус – наш был ближайший от будки, в которой продаются билеты.

Без единой остановки за час 5 минут мы домчались до Сан-Себастьяна – около 100 километров. Испанские дороги – это еще одна сказка. Полосы для каждого направления либо отделены друг от друга ограждениями, либо вообще идут на разной высоте или в стороне друг от друга. Множество  тоннелей, 3-4 уровневых развязок и пересечений с железной дорогой поражали воображение. Про качество покрытия молчу – оно идеальное, об этом говорит скорость нашего перемещения. Судя по всему, дорога, по которой мы ехали, была платной – в начале и конце поездки водила притормаживал у «турникетов»

Столица страны басков встретила нас по-весеннему теплым солнцем. Прогулявшись немного по улицам города и найдя ЖД вокзал (на вечер), направились осмотреть очередной костел.

Сан-Себастьян.

 

Костел оказался достаточно типовым сооружением – вообще, большой разнообразностью они в Испании не отличались. Зато рядом было морское побережье, куда мы направились, купив в магазинчике фруктов, плюшек и бутылку шампанского, чтобы отметить прибытие к морю.

Пляж оказался песчаным (песок, похоже, привозной) и приятно удивил идеальной чистотой – звание фешенебельного курорта обязывает! Леня решил совершить омовение ног, что ему с успехом удалось, хотя вода оказалась ледяной. Я в тайне мечтал о полноценном купании (наивный –вода-то действительно ледяная), и решил отложить водные процедуры до обнаружения более укромного места.

Поедая плюшки, мы были атакованы самкой белого бультерьера, которая, учуяв съестное, прыгала вокруг нас, пытаясь облизать открытые части тела и заодно откусить кусок   от плюшки. Когда ей это не удалось, она залезла мордой в пакет с нашими фруктами и натащила туда песку. Окончательно отогнали  нахалку только когда подоспел хозяин. Испанские собаки оказались совершенно без комплексов J

Посидев еще немного на побережье, отправились на полуостров – каменистый холм, выдающийся в море, около 200 метров высоты над окружающей местностью, со статуей Святого Себастьяна на вершине. Подъем прошел несколько утомительно – я немного злоупотребил пивом, Леня ушел вперед, и мы пошли с ним по разным тропинкам – я по более длинной. Встретились уже на вершине холма, где располагалась в былые времена укрепленные огневые точки в стенах небольшого монастыря. Сейчас в память об этих славных временах  установлены станинные пушки.

Сан-Себастьян. Вид с холма.

 

Кроме пушек, выполнявших оборонительную функцию, в монастыре был построен храм, к сожалению закрытый, и статую Себастьяна – самая высокая точка полуострова.  Себастьян с высоты своего постамента смотрел на город, благословляя всех его жителей. Вдали, за речной долиной, в которой располагался город, виднелись снежные вершины Пиренеев.

Полюбовавшись красотами, начинаем спуск с противоположной стороны полуострова, чтобы выйти к открытому морю. К сожалению, дикого пляжа с этой стороны не оказалось – там была только окультуренная пристань со стоянкой автотранспорта. Зато чуть выше на холме были расположены несколько скамеек, с которых открывался прекрасный вид на окружающие красоты.

Закат.

 

Удобно разместившись на скамейке, мы распили бутылку шампанского, наблюдая закат во всех его фазах – от бледно розовых, едва заметных предзнаменований его, до черно-красных сумерек. Поужинав фруктами, окончательно спускаемся с холма и возвращаемся в город.

На набережной многолюдно, все вокруг сияет желтым светом фонарей. Гуляя по набережной, слышим странные звуки, как будто кто-то стучит одним деревянным поленом о другое. Подходим поближе, и открываем для себя доселе невиданный, но очень веселый способ нищенства. Человек стоит на коленях, на нем сиреневая накидка, закрывающая его целиком, а спереди накидки - морда собаки с деревянными челюстями, которыми человек рукой, скрытой под накидкой, интенсивно щелкает, увеличивая частоту, когда кто-либо бросает ему монетку. Над собакой  мы потешались несколько минут, после чего направились на пляж к кромке воды.

Хотя было уже совсем темно, я решил совершить ритуал омовения ног. Вода была ледяная- сложно было постоять в ней даже 20 секунд. Удалось сделать с упора пару неплохих фоток.

Погуляв еще немного по набережной, направились на поиски едальни – перед ночным переездом нужно было подкрепиться. Путеводители серии Мир вокруг нас отличаются убогостью – в них нет перечня едальных заведений. А в Грузии, помнится, нас очень выручала подобная информация. Добрели до вокзала, в районе которого тоже никаких едален не обнаружилось. В итоге, отойдя около 1.5 км от вокзала, отужинали турецким донером в заведении, обслуживаемом индусами J Турок, впрочем, как минимум один там, похоже, был.

Когда вернулись на вокзал, до поезда оставалось еще 1.5 часа, которое я провел за написанием путевых заметок и наблюдениями за прибывающими и отправляющимися поездами. Ограничений по скорости на станции не было, товарняки пролетали ее с ветерком - километров под 80. А платформы гораздо уже наших – опасно. Впрочем, между вокзалом и платформами был узкий миниатюрный подземный переход, которым все пассажиры и пользовались – по путям никто не ходил. Проехал поезд Ирун – Лиссабон, состоящий из 5 вагонов, из которых один был рестораном. Как показали наблюдения, длинносоставных поездов в Испании практически не бывает – утром, когда мы прибыли в Бильбао, кроме нашего вагона в составе был еще один.

Наш поезд приехал вовремя. На этот раз у нас были спальные места, закупленные еще в Москве. Места 61,62 оказались двумя нижними полками в шестиместном купе. Представьте себе купе, но вместо 2х полок с каждой стороны по 3. Достаточно тесно и совершенно некуда деть вещи.  Молодежь, ехавшая с нами, по- английски не говорила - часть из них вообще оказалась французами.

Пришел проводник, тоже  не говоривший по-английски, но мы друг друга поняли - он достал из кармана записку на английском примерно следующего содержания: "Отдайте мне ваши билеты, и я верну и утром за 15 минут до прибытия". Отдав билеты, сразу же завалились спать, сон был весьма крепок.

Бильбао. "Композиция из ржавого железа".
Эскалатор на крутой улице.
Труба от советской котельной.

Костел.
Вид с высокого правого берега реки.
Еще костел.
Трамвай.
Паучок перед входом в музей.
Фонтаны с кнопочками.
Собака из цветов (h=8м).
Музей Гугенхайма. Главный вход.
Внутри инсталляции
Инсталляция. Толщина стали 3 см.
В трамвае.
Сан-Себастьян. Пальма на улице.
Картинка на мосту.
Набережная
"Я хочу уехать в Украину"
Чистейший пляж.
Мост

Дорожка, ведущая на холм.

Статуя Себастьяна

Пушки.

Сосны на морском побережье.

Вечереет...

Чудесная скамейка с видом на море.

Бухта вечером.

Фонтан.

                                                                            Назад    К оглавлению    Далее

Используются технологии uCoz