4 день. 13-07-2004, вторник. Александровск - Сахалинский. |
||
|
Проснулись по будильнику в 4 утра, завтракать не было времени, быстро собрались и направились на вокзал, где нас уже ждал фирменный поезд "Сахалин". В поезде до Тымовска мы промочили горло чаем с печеньем, урывками поспали в сидячих креслах. Из окна можно было видеть все тот же унылый пейзаж: чередование холмов в тумане, зеленого нетронутого леса и засохших в болоте коряг с перекошенными телеграфными столбами, которые когда-то еще функционировали. Как только рассвело, я неотрывно смотрел в окно, ведь мы подъезжали к местам, где в 50х годах служил мой дед, и где родился мой отец. С детства я мечтал побывать в этих местах. Когда подрос, я с гордостью писал в анкетах: экзотическое место рождения отца - село Онор Кировского района Сахалинской области. Сейчас район называется Смирныховским, райцентр Смирных и соседний поселок Буюклы названы по фамилиям героев Великой Отечественной Войны. Проехали станцию Победино, расположенную на 50 параллели, по которой проходила граница советской части Сахалина до войны. От Поронайска в летнее время сюда раз в день ходит пригородный поезд, тариф - 126 руб. за 84 км пути. Московские 6 руб/зона отдыхают :) Вот и появилась за окном долгожданная станция Онор. Удивило наличие платформы, даже в столице такой роскоши не было. Множество машин встречало выходивших с поезда людей - до центра поселка от станции несколько километров. По рассказам отца, здесь расположена огромная зона, существующая и по сей день. Примерно в 9.50, (с опозданием на 20 минут - на ст. Палево (хорошее название :) ) ждали встречного поезда) прибыв в Тымовск, мы договорились с водилой микроавтобуса, и он довез нас до Александровска - Сахалинского, одного из самых красивых мест Сахалина по словам местных. За 150р. с носа мы 1,5 часа тряслись в японской машине по пыльной бугристой трассе. Езда по трассе напоминала об известном мультфильма "Ежик в тумане" - проезжала встречная машина, и мы на несколько секунд оказывались в облаке густой пыли с близкой к нулю видимостью. Рассеявшись снаружи, пыль через щели машины проникала внутрь, оседала на одежде, лезла в нос. Поэтому, необыкновенно приятно было, когда на полпути, перед подъемом на перевал, водитель сделал остановку, мы вышли, вдохнули свежего воздуха, и выпили холодной воды из родника. Вообще, этот красивый городок всегда будет связан в моей памяти со словом «пыль», так как в этот день дул очень сильный ветер, поднимая клубы пыли. Она присутствовала постоянно. Шагая по дороге, мы собирали пыль, летящую из-под колес проезжающих авто. Приходилось закрывать глаза, все лицо и волосы были в каком-то песке. Кроме пыли, запомнился еще тот самый пронизывающий ветер, не прекращавшийся практически ни на секунду. Приехав на автостанцию города, мы сразу взяли обратные билеты на автобус до Тымовска на 18.25 и направились искать место, где можно было бы позавтракать. Автостанция была ухоженная, имела внутри аккуратное расписание автобусов, и выполняла для жителей города функцию железнодорожной кассы: кассир записывала паспортные данные пассажиров, и "когда была связь" - звонила на ст. Тымовск и оформляла билеты. Когда мы подошли брать билеты, тетушка ответила, что мест нет, но узнав, что нас 4 человека позвонила куда-то, и через 3 минуты выдала нам билеты на рейс 18.25. Я сначала не понял, почему 18.25, на стенде было указано время 18.15, но вечером мы поняли в чем дело - как рассказал водитель автобуса при наличии не менее 10 человек местное АТП организует дополнительные рейсы, уходящие через 5, 10 и т.д. минут после основного, всего в этот день до Тымовского ушло 3 автобуса, никаких давок, никакого штурма автобусов, все пассажиры едут на сидячих местах. Вот это грамотный подход к делу! К огромному сожалению, данная схема на утренний рейс не распространяется, к поезду отправляется всегда один ПАЗик. В столовой советского типа не смотря на ранний час (часов 11 утра) мы заказали первое, второе, салат и беляши с компотом. Сытые, мы пошли к берегу моря. Наслаждаясь шумом волн Татарского пролива Японского моря, мы шли по берегу, вдыхая резкий морской запах. мы пошли к тоннелю, прорубленному в скале, поддерживаемому изнутри деревянными лагами, темному и сырому, но все же жутко впечатляющему. Тоннель был прорублен в скале каторжниками для удобного прохода к прекрасным галечным пляжам с противоположной стороны скалы. С потолка постоянно капала вода. Часть тоннеля была забетонирована, часть же была укреплена подлинными бревнами 19 века, которые были в прекрасном состоянии. Вода оказалась слишком «прохладной», чтоб купаться. Мы полежали на солнышке, Женя насобирал камней для аквариума и даже подарил мне парочку. Помочив ножки и полюбовавшись на утесы с другой стороны скалы и погревшись на камнях, мы решили забраться на маяк. Но так как подъем показался нам слишком крутым, мы со Стасиком полезли на гору пониже, с трудом поснимали пейзажи. Через зум объектива Стасик пытался разглядеть наших на маяке и определить они это или нет. Но ему это так и не удалось. Ветер был такой силы, что сносило, и, потеряв равновесие, можно было, скатиться вниз по скале. Но мы благополучно спустились и пошли вверх по тропе, желая насладиться видом города с высоты. Прошагав по одной развилке, мы увидели надпись «Осторожно. Излучение», а вторая показалась нам бесконечной, и км через 2 мы вернулись обратно вниз. Женя и Леня, вероятно, добрались до маяка, и мы их потеряли. До маяка я поднимался сначала по застывшей грязи оползня, а затем держась за металлический трос непонятного назначения, спускавшийся с вершины горы. Леня выбрал другой, более крутой подъем. Маяк оказался в плачевном состоянии: покрыт огромными трещинами. Как нам позже рассказали в музее, дни его сочтены - расчеты подтверждают неизбежность его сползания в море в ближайшие несколько лет. Однако он продолжает функционировать, хотя постоянно в нем конечно же никто не находится. Около маяка мы решили осмотреть друг друга на предмет наличия клещей, пришлось раздеться до трусов и перетрясти всю одежду. Но как оказалось не зря - на каждом из нас было по одному ползающему паразиту. В самый ответственный момент снимания гада нас окликнул рассерженный мужик: "Кто вы такие и почему находитесь на запретной территории?". Услышав, что мы туристы и пришли специально чтобы посмотреть маяк, он сразу сменил гнев на милость, начал извиняться за грубый тон. "Ходит тут всякая шпана, безобразничает!". Вернувшись в город, я начал расспросы местного населения на предмет наличия в городе компьютерных заведений - место на флешке заканчивалось, и нужно было срочно записать фотографии на диск. Но несколько человек уверили меня в бесперспективности поисков - компьютерных магазинов и клубов здесь нет, все компьютерщики сидят по домам. Поэтому решили отправиться в музей, расспросив местных как его найти. Оказалось достаточно далеко, а дорога была несколько запутанной, искали минут 30. В музее мы познакомились с очень интересным человеком - Натальей Владимировной Минеевой (кто будет в тех краях - обязательно передавайте привет!). Она провела нам замечательную экскурсию по музею, очень много интересного рассказала про историю этих мест. На Сахалин она с мужем приехала из Алма-Аты еще в советские годы, когда на остров ехали за хорошими заработками, да так и осталась, влюбившись в красоту этих мест. Следующим летом она собирается с мужем доехать на автомобиле до Алма-Аты, а так как мы не так давно посещали этот город, смогли рассказать ей о нынешнем положении в регионе. Спросил про произведение классика "Остров Сахалин" - стоит ли почитать? Наталья Владимировна подтвердила уже слышанное мной мнение об удивительной скучности произведения, и советовала лучше почитать "8 лет на Сахалине" Миролюбова (как потом оказалось - это библиографическая редкость, подробности здесь). Так мы и проболтали с Натальей Владимировной до того момента, когда дальнейшее промедление оборачивалось риском опоздать на автобус. Прощаясь, подарила нам ракушек (днем мы ничего похожего не видели - видимо места надо знать) и очень жалела, что мы сегодня уезжаем, советовала остаться еще на пару деньков, сходить на водопад около поселка Дуэ (ударение на первый слог, наряду с топонимом Жонкиер имеет французское происхождение - первооткрывателем этих мест был Лаперуз) и множество других интересных мест в окрестностях. Придется вернуться в этот сказочный город еще раз. Походив по городу, мы зашли практически во все магазины в центре города, коих было великое множество. Прокатились на местном автобусе. Вообще, нас порадовала развитая инфраструктура городка: море магазинов, автобусы, мусорки на каждом шагу. В отличие от Поронайска здесь чувствовалась жизнь. Находившись по городу, мы пришли на автостанцию. Женя и Леня подошли прямо перед отходом автобуса, но командир все-таки успел закупить какую-то провизию. Оказалось, они действительно добрались до маяка, но решетка ограждения не позволила им залезть ближе. Позволила, позволила! Им даже удалось попасть в музей Чехова, который так хотел посетить Стасик. Зато Женя заботливо преподнес ему почитать музейный буклет J. Пообщался с водителем автобуса - несмотря на внешнюю благополучность, АТП находится не в лучшем положении, денег не хватает ни на что, даже на содержание автостанции. Комиссионный сбор за продажу билетов (в Тымовское - 10 рублей) идет исключительно на нужды автостанции, но и этих денег не хватает, и если не найдут дополнительных средств, ее придется закрывать, что будет являться катастрофой для инфраструктуры местного транспорта. Приехав в Тымовское, мы решили разделиться: мы со Стасиком пошли искать гостиницу, а Женя и Леня поехали на вокзал покупать билеты. В первой гостинице нам показалось очень дорого, и нам посоветовали обратиться в общежитие близлежащего техникума (Это был Тымовский Агротехнический лицей. Тымь-Поронайская долина - один из главных центов земледелия на острове.) Управляющая сначала хотела отправить нас восвояси, но потом согласилась сдать нам номер «люкс» с 4 кроватями за 200р. за всех. А нам после часового стояния в очереди удалось взять обратные билеты из Ногликов в Южно-Сахалинск. Все та же проклятая сидячка фирменного поезда "Сахалин" по 520 руб. с носа. Встретившись с нашими на вокзале, мы с рюкзаками двинулись к месту ночлега и минут через 30 были на месте. Ребята пошли закупать провизию, а я пыталась как-то помыться в раковине. Купив продуктов, долго искали бензоколонку, чтобы налить бутылку бензина для примуса. Было уже темно, а бензоколонка располагалось в таком хитром месте, что мы раза три прошли мимо нее, прежде чем заметили :) После легкого ужина Стасик нашел душ в коридоре, мы освежились и помылись. Поставив будильник на 4.45, мы заснули.
. |
|
Дома около станции Онор. На заднем плане Онорский хребет. |
||
|
||
Станция Онор. |
||
|
||
Дорога Тымовское - Александровск -Сахалинский. Остановка у родника. |
||
|
||
Александровск - Сахалинский. Мост 19 века. |
||
|
||
|
||
|
||
Александровск - Сахалинский. Портовая часть города. |
||
|
||
Скалы "3 брата". |
||
|
||
Мыс Жонкиер. Можно рассмотреть вход в тоннель. |
||
|
||
Тоннель. Бревна 19 века. |
||
|
||
Мыс Жонкиер, "обратная" сторона. |
||
|
||
Галька пляжа. |
||
|
||
"Загараем". |
||
|
||
Пляж "по ту сторону" мыса. |
||
|
||
Прибой. |
||
|
|
|
Оползень. |
Гигантские лопухи. |
Пронизывающий ветер не прекращается ни на минуту.... |
|
|
|
Александровский маяк. |
Дни маяка сочтены. Скоро он сползет в море. |
Мыс Жонкиер. Вид с подножья маяка. |
|
|
|
|
Рыжая сопка. |
Вид на юг с вершины Мыса Жонкиер. |
|
|
|
Татарский пролив. Справа на горизонте "большая земля". |
Прибой. |
Александровский маяк. Вид с вершины мыса Жонкиер. |
|
|
|
Александровск-Сахалинский с высоты птичьего полета. |
Дом-музей А.П. Чехова. |
Храм. |