День 2. Бильбао - Сан-Себастьян. |
||
|
Сон в сидячке 1 класса оказался неплох – за всю ночь проснулся 3 или 4 раза. Среди ночи подсел мужик и сразу же принялся звонить по мобильнику и орать на все купе, так продолжалось минут 5, после очередного моего недовольного взгляда мозгов выйти в коридор ему все-таки хватило. Проснувшись еще раз уже под утро, я обнаружил соседа, растянувшимся на трех противоположных креслах, как и я. В Бильбао прибыли с 15-минутным опозданием. Утренние гигиенические процедуры проводили уже на вокзале, т.к. проснулись буквально за 5 минут до прибытия. Сразу обратили внимание на двуязычное написание указателей – вместо ставшей уже привычной надписи Aseos на туалетном указателе, было написано еще и Kommunak – теперь мы знаем и язык басков J. Вообще, туалеты в Испании – это сказка. Везде чисто, в достаточном количестве мягчайшая туалетная бумага, и главное – понятие платных туалетов отсутствует в принципе. Может, конечно, платные сортиры где-то и существуют, но мы за все дни пребывания в Испании не встретили ни одного. В городах все очень просто – можно зайти в любую из многочисленных забегаловок и кафешек и посетить заведение – в путеводителях пишут, что никто слова не скажет. Скажу наперед, что один раз именно так я и поступил. Проведя гигиенические процедуры, мы отправились на поиски железнодорожной кассы, чтобы купить недостающие две резервации. Оказалось, что билеты на "маньяна" – это предварительная продажа, а она открывается только в 9.30. Выходит, некоторых формальных глупостей, cвязанных с оформлением ЖД билетов не лишена и Европа – народу в кассы не было никого и кассиры откровенно скучали, однако отоварить билетами нас было нельзя. L Вышли на улицу и пошли куда глаза глядят – полноценной карты города не было, и приходилось ориентироваться по путеводителю. Перешли по мосту через реку и полезли вверх – судя по путеводителю в этой части города была какая-то церковь, которую мы так и не нашли. Зато нашли эскалатор, расположенный на тротуаре круто спускающейся улицы, и автоматически включающийся при подходе к нему. Прокатились – прикольно. Набрели на поляну, посреди которой из земли торчала труба красного кирпича – как в типовых советских котельных, только повыше. Ее назначение так и осталось для нас загадкой. Заглянув в близлежащий магазин, купили хлеба, твердого сыру и бутылочку красного вина. Расположившись на скамеечке напротив трубы, решили позавтракать. Штопора не оказалось, и вино достаточно долго пришлось вскрывать подручными средствами – успех был достигнут только минут через 10. Мимо пробегали бегуны в шортах и проходили собачники – было немного неудобно распивать в столь людном месте, но, надеюсь, аборигены на нас не обиделись. Позавтракав, направились короткой дорогой в сторону вокзала. Короткая дорога предусматривала нехилый спуск с высокого берега. Заглянули на пару минут в костел, в котором как раз начиналась утренняя служба, и направились дальше к реке. С крутого берега мы спустились …. на лифте.. Сначала думали, что лифт благотворительный, как и эскалатор, но оказалось, что внутри лифта живет дядька, выполняющий функции билетера. Тариф странный, 0.28 евро. Действуют и проездные – видимо, лифт является неотъемлемой частью системы городского транспорта Бильбао, за безупречную организацию которой город, как было написано в путеводителе, был удостоен высокой награды. Покупка билетов прошла практически без проблем, только долго – минут 20. Очереди так и не наблюдалось, но меня заставили взять талон с номером моей очереди в специальном автомате. Мужик, как водится, говорил по-английски a little, но я уже знал ключевые слова "маньяна" и "пасада маньянва", и вручив ему распечатку с номерами поездов и наш евродомино, тыкая пальцем в расписание поездов, повторял заклинание – Барселона Севилья маньяна, Севилья Мадрид пасада маньяна. На поезд-экспресс Севилья-Мадрид билетов второго класса уже не оказалось - закончились, и пришлось взять первый, доплатив по 23 евро с носа.
Бильбао. Музей Гугенхайма.
Направились на набережную, по которой решили прогуляться до главной достопримечательности Бильбао – музея современного искусства Гуггенхайма. Параллельно набережной была проложена трамвайная линия и ползали зеленые гусеницы трамваев. Сам музей располагался на набережной в здании непонятного дизайна. На набережной размещался металлический паучок, меду лапок которого народ прогуливался, а около главного входа в музей была установлена гигантская собака метров 8 высотой из разноцветных цветов. Сфотографировавшись около столь необычной достопримечательности, зашли в здание музея. Как и в Прадо, наши шмотки временно изъяли, предварительно посветив. Девушка билетерша знала английскую мову, и разъяснила нам, что сейчас часть экспозиции закрыта, поэтому билет стоит дешевле обычного – 7.5 евро с носа. Достал из кошелька ISIC и получил скидку 2.5 евро – единственный раз за всю поездку. Выходит, глубокого смысла заводить эту карточку, действующую, кстати, всего год, ради одной короткой поездки в Европу не стоило – стоимость оформления 300 рублей. Сама экспозиция, надо сказать, не впечатлила – видимо понять современное искусство мне не суждено. Фотографии, впрочем, попадались неплохие, среди которых было много снимков рук в разных вариантах, в том числе и отдельная кисть руки, висящая на веревочке. Было достаточно много фотографий и на военные темы – об ее ужасах, среди которых выделялась фотография обнаженного мужского торса с руками без кистей. Может, оно, конечно, такое, современное искусство, а я человек темный и нифига не понимаю, но мне категорически не понравилось. На первом этаже располагался еще один странный зал, в котором размещались так называемые инсталляции. Они представляли из себя фигуры в основном в форме спиралей круглой и сплющенной формы из металла толщиной 2 см. В высоту эти сооружения были около 4-5 метров. Я почувствовал себя глупо, когда, сделав несколько кругов, дошел до центра спирали и не обнаружил там ничего. Ничего не было и внутри других круглых и сплющенных спиралей. В соседнем, маленьком зале, мы осмотрели макет данной инсталляции в уменьшенном масштабе. Единственный прикол инсталляции – грандиозность и сложность ее монтажа – наверняка крышу зала сооружали потом. Выйдя из помещений музея на свет божий, посидели минут 5 около цветочной собаки и уже решили уходить, как вдруг заметили, что расположенные рядом фонтаны имеютвмонтированные в мостовую кнопки управления, нажиманием которых развлекается молодежь. Нам захотелось тоже, и еще минут 10 мы развлекались фонтаном. Для достижения автостанции решили воспользоваться зеленой гусеницей – трамваем. На остановке висело подробное, но малопонятное описание данного транспорта с кучей наверное полезной информации. Из описания следовало, что трамвай в час пик ходит 6 раз в час в 8, 18, 28 и т.п. минуту часа, а в остальное время 4 раза в час тоже в определенные минуты каждого часа. Очень удобно – не надо забивать голову расписаниями, достаточно запомнить минуты. Здесь же, на остановке, размещался автомат для продажи билетов, разговаривающий на разных языках и выдающий сдачу. (Сравните с нашим любимым «Автомат сдачу не выдает» - хоть по мелочи, но дополнительно нагреем соотечественников. Не думаю, что механизм выдавания сдачи существенно усложняет и удораживает автомат). Опустив в него 2 евро, мы получили 2 билета, которые тут же надо было «прокомпостировать» - автомат напечатал время и остановку, на которой мы совершили посадку. Зеленая гусеница подъехала, и мы с ветерком проехали 4 остановки в салоне, больше напоминавшем салон космического корабля. Стенка, соединяющая салон с кабиной машиниста, была прозрачной, и можно было понаблюдать за его работой, что я с удовольствием сделал. В кабине было множество приборов, какие-то датчики и монитор – сразу вспомнились громыхающие и неторопливо ползающие дряхлые российские собратья данного трамвая. На автостанции расписание оказалось тоже очень простым – в Сан-Себастьян (по-баскски Донастиа) отправлялся в 0 и 30 минут каждого часа. Ближайший отходил через 5 минут, мы купили билеты по 8,3 евро и отправились на посадку, правда, сначала ломанулись не в тот автобус – наш был ближайший от будки, в которой продаются билеты. Без единой остановки за час 5 минут мы домчались до Сан-Себастьяна – около 100 километров. Испанские дороги – это еще одна сказка. Полосы для каждого направления либо отделены друг от друга ограждениями, либо вообще идут на разной высоте или в стороне друг от друга. Множество тоннелей, 3-4 уровневых развязок и пересечений с железной дорогой поражали воображение. Про качество покрытия молчу – оно идеальное, об этом говорит скорость нашего перемещения. Судя по всему, дорога, по которой мы ехали, была платной – в начале и конце поездки водила притормаживал у «турникетов» Столица страны басков встретила нас по-весеннему теплым солнцем. Прогулявшись немного по улицам города и найдя ЖД вокзал (на вечер), направились осмотреть очередной костел.
Сан-Себастьян.
Костел оказался достаточно типовым сооружением – вообще, большой разнообразностью они в Испании не отличались. Зато рядом было морское побережье, куда мы направились, купив в магазинчике фруктов, плюшек и бутылку шампанского, чтобы отметить прибытие к морю. Пляж оказался песчаным (песок, похоже, привозной) и приятно удивил идеальной чистотой – звание фешенебельного курорта обязывает! Леня решил совершить омовение ног, что ему с успехом удалось, хотя вода оказалась ледяной. Я в тайне мечтал о полноценном купании (наивный –вода-то действительно ледяная), и решил отложить водные процедуры до обнаружения более укромного места. Поедая плюшки, мы были атакованы самкой белого бультерьера, которая, учуяв съестное, прыгала вокруг нас, пытаясь облизать открытые части тела и заодно откусить кусок от плюшки. Когда ей это не удалось, она залезла мордой в пакет с нашими фруктами и натащила туда песку. Окончательно отогнали нахалку только когда подоспел хозяин. Испанские собаки оказались совершенно без комплексов J Посидев еще немного на побережье, отправились на полуостров – каменистый холм, выдающийся в море, около 200 метров высоты над окружающей местностью, со статуей Святого Себастьяна на вершине. Подъем прошел несколько утомительно – я немного злоупотребил пивом, Леня ушел вперед, и мы пошли с ним по разным тропинкам – я по более длинной. Встретились уже на вершине холма, где располагалась в былые времена укрепленные огневые точки в стенах небольшого монастыря. Сейчас в память об этих славных временах установлены станинные пушки.
Сан-Себастьян. Вид с холма.
Кроме пушек, выполнявших оборонительную функцию, в монастыре был построен храм, к сожалению закрытый, и статую Себастьяна – самая высокая точка полуострова. Себастьян с высоты своего постамента смотрел на город, благословляя всех его жителей. Вдали, за речной долиной, в которой располагался город, виднелись снежные вершины Пиренеев. Полюбовавшись красотами, начинаем спуск с противоположной стороны полуострова, чтобы выйти к открытому морю. К сожалению, дикого пляжа с этой стороны не оказалось – там была только окультуренная пристань со стоянкой автотранспорта. Зато чуть выше на холме были расположены несколько скамеек, с которых открывался прекрасный вид на окружающие красоты.
Закат.
Удобно разместившись на скамейке, мы распили бутылку шампанского, наблюдая закат во всех его фазах – от бледно розовых, едва заметных предзнаменований его, до черно-красных сумерек. Поужинав фруктами, окончательно спускаемся с холма и возвращаемся в город. На набережной многолюдно, все вокруг сияет желтым светом фонарей. Гуляя по набережной, слышим странные звуки, как будто кто-то стучит одним деревянным поленом о другое. Подходим поближе, и открываем для себя доселе невиданный, но очень веселый способ нищенства. Человек стоит на коленях, на нем сиреневая накидка, закрывающая его целиком, а спереди накидки - морда собаки с деревянными челюстями, которыми человек рукой, скрытой под накидкой, интенсивно щелкает, увеличивая частоту, когда кто-либо бросает ему монетку. Над собакой мы потешались несколько минут, после чего направились на пляж к кромке воды. Хотя было уже совсем темно, я решил совершить ритуал омовения ног. Вода была ледяная- сложно было постоять в ней даже 20 секунд. Удалось сделать с упора пару неплохих фоток. Погуляв еще немного по набережной, направились на поиски едальни – перед ночным переездом нужно было подкрепиться. Путеводители серии Мир вокруг нас отличаются убогостью – в них нет перечня едальных заведений. А в Грузии, помнится, нас очень выручала подобная информация. Добрели до вокзала, в районе которого тоже никаких едален не обнаружилось. В итоге, отойдя около 1.5 км от вокзала, отужинали турецким донером в заведении, обслуживаемом индусами J Турок, впрочем, как минимум один там, похоже, был. Когда вернулись на вокзал, до поезда оставалось еще 1.5 часа, которое я провел за написанием путевых заметок и наблюдениями за прибывающими и отправляющимися поездами. Ограничений по скорости на станции не было, товарняки пролетали ее с ветерком - километров под 80. А платформы гораздо уже наших – опасно. Впрочем, между вокзалом и платформами был узкий миниатюрный подземный переход, которым все пассажиры и пользовались – по путям никто не ходил. Проехал поезд Ирун – Лиссабон, состоящий из 5 вагонов, из которых один был рестораном. Как показали наблюдения, длинносоставных поездов в Испании практически не бывает – утром, когда мы прибыли в Бильбао, кроме нашего вагона в составе был еще один. Наш поезд приехал вовремя. На этот раз у нас были спальные места, закупленные еще в Москве. Места 61,62 оказались двумя нижними полками в шестиместном купе. Представьте себе купе, но вместо 2х полок с каждой стороны по 3. Достаточно тесно и совершенно некуда деть вещи. Молодежь, ехавшая с нами, по- английски не говорила - часть из них вообще оказалась французами. Пришел проводник, тоже не говоривший по-английски, но мы друг друга поняли - он достал из кармана записку на английском примерно следующего содержания: "Отдайте мне ваши билеты, и я верну и утром за 15 минут до прибытия". Отдав билеты, сразу же завалились спать, сон был весьма крепок. |
|
Бильбао. "Композиция из ржавого железа". | ||
Эскалатор на крутой улице. | ||
Труба от советской котельной. | ||
|
||
Костел. | ||
Вид с высокого правого берега реки. | ||
Еще костел. | ||
Трамвай. | ||
Паучок перед входом в музей. | ||
Фонтаны с кнопочками. | ||
Собака из цветов (h=8м). | ||
Музей Гугенхайма. Главный вход. | ||
Внутри инсталляции | ||
Инсталляция. Толщина стали 3 см. | ||
В трамвае. | ||
Сан-Себастьян. Пальма на улице. | ||
Картинка на мосту. | ||
Набережная | ||
"Я хочу уехать в Украину" | ||
Чистейший пляж. | ||
Мост | ||
Дорожка, ведущая на холм. |
||
|
||
Статуя Себастьяна |
||
Пушки. |
||
Сосны на морском побережье. |
||
|
||
Вечереет... |
||
|
|
|
Чудесная скамейка с видом на море. |
Бухта вечером. |
Фонтан. |