2 день.  Ереван.

Воздушные ворота армянской столицы встретили нас толпой назойливых таксистов, страстно желающих везти нас хоть на край света непременно сейчас. Пробившись через их ряды, вышли из здания аэропорта и направились куда глаза глядят - надо было осмотреть окрестности. В 200 метрах располагалась парковка автотранспорта, от которой отправляются маршрутки и автобусы (существуют ли?) до города.  По словам гаишников, дежуривших рядом, транспорт начинает работать с 6 утра. Чуть дальше справа располагались несколько пятиэтажек. Прогулявшись около 10 минут на свежем воздухе, вернулись в аэропорт.

Время до рассвета прошло за чтением, попытками подремать и походом в обменник, расположенный в зале вылета,  со жлобским курсом  (1$=425драм, рубль -  еще хуже). Поменял 10$. Ближе к 6, когда начало светать, таксисты активизировались и окружили нас плотным кольцом, как волки отбившихся от стада овечек. Разговоры за жизнь периодически прерывались клятвенными заверениями,  что никаким другим образом, кроме как на такси, в город мы не попадем и ехать нужно не медля! О достопримечательностях Армении говорить с ними тоже было тяжело - рвались сразу же везти. В общем, поговорили о погоде :))

В 6.15 мы покинули аэропорт, и направились к стоянке. Маршрутка 108 маршрута уже стояла, кроме нас в салоне уже был 1 пассажир, но шеф отправляться не торопился. Настолько не торопился, что простояли до 7.30, мы успели подремать, пофотографироваться на фоне гор и аэропорта и поизучать карту города.  Наконец, я поинтересовался у шефа, не пора ли ехать, он спросил, сколько времени, и ответил, что и правда, давно пора ехать :) И мы наконец-то поехали.  Ехали около получаса,  узнавать, куда едем не стали, а просто ехали и знакомились с городом из окна. Через железнодорожный вокзал тоже проезжали.

Конечная у маршрутки оказалась в районе метро Еритасардакан (слабо с первого раза выговорить? :) ), однако в метро мы не пошли, а пошли к полузаброшенной с виду одноименной гостинице(?), с разрушенных лестниц которой открывался хороший вид на город. Здесь мы встретили гражданина, заподозрившего в нас иностранцев. (Здесь и далее под понятием "иностранцы" подразумеваются, как выражается Леня, "форины" - туристы из стран дальнего зарубежья. На третий день путешествия один дядечка, узнав что мы из России: "А вы, значит, наши, а я то подумал..." :)))   ) "А что, иностранцы лазают на эти развалины?" - спросил я. "Еще как, толпами" - ответил мужик. 

  Вид на город, конечно, был хорош, но нам захотелось большего, поэтому мы начали подъем по травянистому склону к подножью монумента Мать-Армения. Пока забирались - промочили ноги, была сильная роса. Вокруг холма, на котором установлен памятник, проходит железнодорожная ветка, соединяющая станцию Арабкир и железнодорожный вокзал Еревана. Электрички по ней не ходят - состояние аварийное, и железнодорожники боятся крушения. Однако, кое-какое движение сохранилось: когда мы уже закончили подъем снизу раздался гудок и проехал древний электровоз ВЛ-8, тянущий за собой тепловоз.  

  Вид Еревана с подножия монумента Мать-Армения

 

Мать-Армения оказалась серьезной дамой, с немаленьким мечом в руках.  Площадь вокруг постамента оказалась популярным местом занятий ереванских физкультурников. Мы расположились на скамеечке, и принялись изучать карту города и вырабатывать дальнейший маршрут. Вокруг нас продолжали бегать физкультурники, а  две тетки непрерывно ломились в секретную дверь в основании постамента памятника. Для местного смотрителя утро пятницы  видимо оказалось тяжелым, тетки без перерыва кричали и стучали условленным стуком, но мужик открыл им только минут через 10. :)

Передохнув и изучив карту города, решили прогуляться через центр до железнодорожного вокзала.  Прошли через парк, который оказался несколько запущенным, к обозначенному на карте "Каскаду" - длинной лестнице, спускающейся с холма к центру города. Первые несколько минут спуска по "Каскаду" я не мог понять, реставрируют его или разрушают. Оказалось, что реставрируют, но некоторые элементы по принципу "до основанья, а затем..." :)

Осмотрели памятники Таманяну и "Коту-Баюну", второй особенно впечатлил. Котом его обозвали мы сами, потому что какие-либо опознавательные таблички на памятнике отсутствовали :). Также было осмотрено множество других памятников, идентифицировать которые было тоже проблематично - если надписи и присутствовали, то только на армянском. На площади Азатутян осмотрели театр оперы и балета и еще несколько памятников, среди которых был памятник Туманяну. Леня пытался вспомнить, чем же знамениты Таманян и Туманян, и вспомнил, что Таманян - архитектор, а по произведениям Туманяна вроде бы существуют мультфильмы, т.е. он поэт или писатель. Вечером в книге "Армения. Энциклопедия путешественника" (о книге расскажу ниже) мы нашли подтверждение Лениных выводов: Александр Таманян - архитектор, Ованес Туманян - поэт, и теперь их не путаем :))  

Двинулись дальше в сторону площади Республики.  Хотелось кушать, и мы перекусили вкуснейшими прямоугольными хачапури, с московскими треугольными лепешками ни в какое сравнение, ни по форме, ни по содержанию не идут. Осмотрев площадь Республики, вышли на улицу Мкртчана, где обнаружили множество обменников, самый выгодный курс был в середине улицы: 1руб=15,9драм,  1$=455драм.

Обменяв рубли, отправились осматривать грандиозную церковь Сурб Гр. Лусаворич, расположенную неподалеку. Сооружение действительно огромное, внутренние объемы производят особенно сильное впечатление. Судя по всему - новодел, эдакий местный Храм Христа Спасителя. 

Дальнейший наш путь проходил по проспекту Тиграна Меца. Московскими любителями транспорта мне было дано поручение посетить управление Армянской железной дороги, и попытаться выяснить расписания немногочисленных оставшихся пассажирских и пригородных поездов. Управление располагается в нескольких кварталах от вокзала по проспекту на север, найти его оказалось не сложно.  Оставив Леню с рюкзаком снаружи, зашел. В вестибюле на стене висели портреты всех начальников железной дороги,  а под ними располагался макет поезда.

Задал вопрос о расписаниях тетушке на проходной, она позвала какого-то дядьку, который начал допрос с пристрастием - зачем мне нужна стратегическая информация и не азербайджанский ли я случайно шпион.  Я сказал, что не шпион, а наоборот, russo turisto, а информация очень даже нужна для размещения в интернете, что будет способствовать популяризации пассажирских перевозок Армянской железной дороги, следствием чего будет являться рост прибылей ЖД и увеличение благосостояния ее сотрудников :) Не помогло. Подошел второй мужик, и хором они мне повторили, что страна находится в состоянии войны, а железная дорога - стратегический объект, поэтому все расписания секретны. Ну не очень-то строго у вас секреты соблюдают, ответил я им, протягивая распечатку полного расписания нескольких пригородных и пассажирского поезда Ереван-Тбилиси за 2002 год, которую мне накануне прислал один широко известный в узких круга любителей транспорта человек (Не будем упоминать здесь его имени, а то вдруг потом в Армению не пустят, как главного Азербайджанского шпиона :)) ). Это можно, это не секретно, ведь это расписания прошлых лет, а сейчас все совершенно не так, - ответили мужики. Интересно, что бы они сказали, если бы про 2002 год не было крупно написано в шапке расписаний?  Как позже удалось выяснить, современное расписание поезда Ереван-Тбилиси отличается от "несекретного" на  минуты по нескольким из трех десятков промежуточных остановок.   Подумать только, Россия уже много десятилетий в состоянии войны с Японией, а железнодорожные расписания у нас секретом не являются! В прогрессивной, однако, стране живем! :)))

До вокзала оставалось совсем недалеко,  и мы направились к нему. Сколь огромно было сооружение снаружи, столь же пустынно оно было внутри. Из персонала присутствовали дежурная по вокзалу, тетушка в справочной, и две кассирши - в кассах предварительной и суточной. Из пассажиров кроме нас не присутствовал никто.  Получив утвердительный ответ на вопрос "А будет ли сегодня поезд на Тбилиси?", направились к кассе. Никто не ожидал, что здесь, на вокзале, в святая-святых секретной организации, с нами случится пренеприятнейшая история.

 Потревоженные нами тетушки в кассах ответили, что конечно же, билеты есть, купе, плацкарт, общий, в общем все, что душе угодно, и, конечно же, до станции Алаверди их купить можно, и плацкарт стоит 3600 драм. Переглянувшись с Леонидом, и увидев его утвердительный кивок, я сказал тетушкам "Дайте... два...." :))

При оформлении билетов тетушки были подчеркнуто милы, сказали, что документов предъявлять не надо, интересовались про жизнь в России, спросили, понравился ли нам Ереван и т.д. и т.п. Также рассказали, что продажа билетов не автоматизирована, и на каждую станцию выделяются квоты, но якобы совсем скоро запустят электронную систему продажи типа экспресса. (Про квоты я для себя понял так - на конечных люди покупают билеты, а при посадке на промежуточных станциях дают взятку проводнику :) )  О времени прибытия поезда в Алаверди ответили, что утром, наверное часов в 5-6 (по расписанию 2002 года было 3.30, как выяснилось позже расписание не изменилось ни на минуту). Получив с меня  7200 драм, пожелали всего самого хорошего и удачно доехать. Боже, какие милые тетушки, сказал я Лене,  когда мы входили на станцию метро "Сасунци Давид".  

Армянское метро - 10 станций и условно 2 линии - вторая линия представляет собой боковое ответвление из одной станции. Вход по черным пластмассовым жетонам стоимостью 50 драм. Поезда из 2х вагонов ходят каждые 5 минут утром-днем и 10 вечером. Часть линий и станций расположены на поверхности. Станция "Сасунци Давид" - одна из них.

Присев на скамеечку в ожидании поезда, я стал рассматривать только что приобретенные билеты, и с удивлением обнаружил, что на них вырезана цена 2600, т.е. ровно на тысячу меньше, чем с меня получила кассирша. Природа повышенной любезности стала ясна. Оставив Леню посидеть на скамеечке, я направился обратно в вокзал. На всякий случай подошел в справочную и поинтересовался ценой билета - 2600, ответили мне. Мда.... разборку устраивать не хотел, подошел к теткам, и сказал, что, наверное, они случайно ошиблись при оформлении билетов и взяли с меня лишние 2000 драм. Глупая тетка, вместо того, чтобы сразу признать очевидный обман и вернуть деньги, начала отмазываться (не забыв при этом сменить любезный тон на вызывающий), что, дескать, все правильно, это комиссионный сбор у них такой, и в билете он не указывается. Через 10 минут препирательств я не выдержал, и пригрозил начальником вокзала, что мерзкую тетку внешне совершенно не смутило - пришлось угрозу осуществлять. Начальник вокзала оказался дядечкой солидной комплекции лет 55. Выслушав мой рассказ, он снял трубку телефона, набрал номер и в течение минуты кричал что-то по-армянски,  и  в  конце  уже  для меня:  "Совсем о%@ела б#$дь, по 50 драм обманывай, не больше!" После чего несколько раз извинился и попросил вернуться в кассу. В кассе тетка с видом оскорбленного до глубины души человека швырнула мне недостающую сумму, и потребовала билеты - я дал - переправила места 25/26 на 35/36 (т.е. у туалета) и швырнула мне билеты обратно. В чем дело, спрашиваю? "Я тебе бронь продала, а теперь ее выкупили" :) Пришлось вернуться к начальнику вокзала, он позвонил еще раз в кассу, покричал еще секунд 30, затем вызвал тетушку-дежурную по вокзалу, в сопровождении которой я снова прошел в кассу, дежурная взяла мои билеты, передала их кассирше, та еще раз переправила места обратно, после чего угрожающе заявила, что "до Алаверди вы не доедете!", и удалилась из помещения кассы. "Тысяча извинений молодой человек, тысяча извинений, и счастливого вам пути!" - сказала дежурная, на этом и расстались. Тьфу! За одну глупую хамку извиняются два невиновных человека. Если б знать, что разборка так затянется - плюнул бы, честное слово. В душе боролись два чувства - с одной стороны было полное ощущение, что на меня наплевали и вытерли ноги, с другой .... с другой стороны я чувствовал себя виноватым, как будто отнял у маленького ребенка конфетку или сахарную косточку у щенка.... Тьфу еще раз! Мерзость!

 Прокатились на метро до конечной станции Чарбах (тоже на поверхности), но решили не выходить, и вернуться обратно в центр города. В итоге доехали до другой конечной станции Дружба и направились в местное АГП (Аэрогеодезическое предприятие, адрес: просп. Комитаса, номер дома забыл). Ассортимент продукции оказался ниже ожидаемого: атлас Армении только готовится к печати, а карта страны была на двух листах и только на армянском языке. На русском языке была только карта Еревана, но она у нас уже имелась.  Карту на армянском за неимением альтернатив пришлось взять, цена была небольшая.

Возникла новая проблема - как читать такую карту. Решили поискать русско-армянский разговорник или что-то подобное, но книжных магазинов как назло не попадалось. Вышли на просп. Азатутян и направились к обозначенной на карте группе церквей в микрорайоне Канакер, среди которых была резиденция главы Епархии Армянской Католической Церкви. Райончик оказался очень холмистым, с колхозной хаотичной застройкой. Карта ориентированию практически не помогала, мы несколько раз уходили во дворы и упирались в заборы, после чего плюнули и решили возвращаться, тем более, что начиналась гроза.

Уже под проливным дождем на маршрутке доехали до метро Дружба (?), где обнаружили книжный развал (на выходе из метро налево). Книжником оказался армянин, идеально говорящий по-русски и долгое время живший в России. Рассказали ему о проблеме армянской карты. Есть, говорит, разговорник, но он так себе.... "А еще была у меня где-то.... где-то была.... сейчас-сейчас..." - и по прошествии нескольких минут  наконец-то нашел фотокопию "Армянский язык для русскоязычного населения".  Это было то, что нужно - 39 букв армянского алфавита с транскрипцией русскими буквами и примерами русских слов, передающих звучание.  Спросили про краеведческую литературу, ответил, что была издана в конце перестройки очень хорошая книга, и он попробует ее сейчас найти, только отойдет минут на 10 "на склад". На время ухода позвал присмотреть за товаром дядьку с соседнего лотка, торговавшего какими-то овощами. Сосед, увидев в нас интересных собеседников, сразу забыл про свои овощи, и после возвращения хозяина книжного лотка уже не уходил. Книга (Белый В.Н., Белая-Барсегян И.В. Армения. Энциклопедия путешественника / Ереван: Главная редакция Армянской Советской Энциклопедии, кооператив "Новус-Информ", 1990.-320с., ил., ISBN 5-89700-002-6 ББК 63.3(2Ар) я2) действительно оказалась прекрасным подробным путеводителем  по всем достопримечательностям Армении, есть планы всех крупных городов, раздел "Краткие сведения об Армении" с рассказами об истории, культуре и религии государства.  Я не зря так подробно указал выходные данные книги - очень рекомендуется всем путешествующим по Армении, книга действительно уникальная!

 Под продолжающимся дождем, укрывшись под дырявым полиэтиленовым навесом, проболтали с дядьками еще около получаса. Когда дождь окончательно закончился, распрощались и отправились на метро на вокзал. До отправления поезда оставалось еще почти 1.5 часа, мы решили обследовать окрестности на предмет цивилизованно, т.е. не всухомятку покушать, но успеха в поисках не достигли, и, закупив колбасы, сыра, хлеба и майонеза, вернулись на вокзал.   

Минут за 45 до отправления подали поезд - достаточно грустное, надо сказать, зрелище. Электровоз ВЛ10-1682 был не крашен, видимо, со времен развала СССР, но облез не равномерно, а пятнами, из-за чего его раскраска напоминала камуфляжную (не забываем - страна в состоянии войны! :)  ). Вагоны синего цвета, тоже весьма облезлые и побитые жизнью, стекла кое-где разбиты (не насквозь, только внешние). Состав состоял из 1 общего, 1 плацкартного, 1 купейных, 1 вагона ресторана, 1 почтового вагона и 2 вагонов люкс. Присмотревшись повнимательнее, понял,  что это не люксы, а вагоны  купе-буфет. Таким образом, на 4 (купе-буфет=полвагона :) ) пассажирских вагона приходилось два вагона продовольственного обслуживания. Восточная специфика, однако :)

Внутри наш плацкартный вагон оказался так же неказист, как и снаружи - на полках ни малейшего признака мягкой подкладки, столик весь ободран, титан не работает, а в унитазе похоже в период военных действий взорвалась граната - дырка была такой, что туда мог провалиться человек. Стенки унитаза, впрочем, сохранились. При таком диаметре очка необходимость в смыве отсутствовала, что и подтверждалось суровыми реалиями  - смыва не было. Как и воды. Похоже, централизовано состав водой не заправляют, как обходятся без нее вагоны-рестораны неизвестно, наверное таскают бидонами :) 

  Погрузившись в вагон, мы немного перекусили и, расстелив спальники, сразу же завалились спать. Не взяли матрасы, а надо было бы - в одном спальнике на полках было жестковато, а матрасами пользовались все, независимо от наличия белья. Оказалось, что важным отличием армянского поезда от других виденных мной восточных, является количество пассажиров на одно место - в нашем вагоне было не больше 30 человек (а не 80, как часто бывает ). Белье, кстати, можно было взять у проводника, и несколько человек воспользовались этой возможностью.  

Сон периодически прерывался жестким разгоном и торможением состава, и во время этих перерывов мы наблюдали группу из 2 иностранных товарищей, разместившихся в нашем купе, а на боковушке напротив устроивших ужин, состоявший из литровой бутылочки водочки. Через пару часов бутылочку они выкушали полностью, внешне даже не особо накушавшись. Закуски на столике я не видел вовсе. Сильны ребята, меня так и подмывало спросить "Where do you come from?", но почему-то не спросил, наверное подсознательно боялся, что у них есть еще одна литрушка,  предложат выпить, а с заданием не справлюсь :)  Можно предположить, что товарищи были скандинавами - финики наверное. Один был рыжий, второй вроде тоже блондин. 

Часов в 10 вечера сон овладел мной окончательно, и проснулся в следующий раз я только в 3 часа утра от звонка мобильника-будильника.

Армения - страна горная.

Аэропорт Звартноц.

На крыше  гостиницы.

Путь в сторону ст. Арабкир.

Мать-Армения.
Вид на гостиницу с холма.
"...древний электровоз ВЛ-8, тянущий за собой тепловоз."

Стела на "вершине" каскада.
Центр каскада "на реставрации".
"Осмотрели памятники Таманяну..."
"...и "Коту-Баюну", второй особенно впечатлил".
Улица Таманяна, каскад.
Театр оперы и балета.
Паматник Хачатуряну.
Дом Правительства.
Площадь Республики.
Памятник полководцу Андранику.
Сурб Григорий Лусаворич.
Железнодорожный вокзал.
Камуфляжный электровоз.
Наш вагон снаружи.
Внутри вагона.

                                                                                Назад    К оглавлению    Далее

Используются технологии uCoz