3 день. 12-07-2004, понедельник. Бухта Тихая.

На утро все проснулись живыми, никого не съел медведь. Было тепло, солнечно и ясно. После плотного завтрака тюрей из макарон и тушенки, мальчики предприняли попытку искупаться - неудачную, был отлив, очень мелко, после прохождения 50 метров по колено в ледяной воде было ощущение, что ноги сейчас отвалятся, но быстро вернуться не получилось - дно усыпано острыми осколками ракушек и крупными камнями. По той же причине забежать в воду было тоже нельзя. В общем, помыли ноги в охотском море, после чего решили штурмовать близлежащую горную вершину высотой метров 300-350. Леонид уже успел совершить на нее восхождение пока все спали, и рассказывал о сказочной красоте видов. Стасик и Леня обновили свои горные ботинки, Женек – берцы, ну а я в своих китайских кроссовках «А-ля-пума» взобралась на вершину с двумя передышками.

Мы с Леней решили легких путей не искать, и начали восхождение в лоб, продираясь через заросли травы и лопуха, что по времени оказалось равноценно обходу горы и подъему по "тропе" (условное понятие, в данном случае - отсутствие труднопроходимых зарослей)

Вначале было не так трудно, потом у меня начало стучать сердце, как у зайца. Но это были еще цветочки. Ягодки начались, когда мы увидели сыпучку. До вершины оставалось совсем чуть-чуть, и у меня даже не возникло сомнения в том, что стоит идти до конца.

В итоге залезть-то мы залезли. На вершине едва хватило места для всех, мы фотографировались, попутно сгоняя с себя клещей и божьих коров. Нам предстоял обратный путь по тому же сыпучему участку. Я шла за Женьком и Леней. Несмотря временами на трясущиеся руки, я смогла сосредоточиться и спуститься.  Стасик шел сзади, постоянно бубня себе что-то под нос, когда очередная порция камней летела у него из-под ног.

Дальше было проще, мы еще полюбовались лилиями нескольких видов, маленькими белыми эдельвейсами и густыми зарослями цветов и спустились вниз.

Вернувшись с горы, мы начали собираться. Перешли протоку и через час были у платформы «Тихая». В отлив речушку оказалось переходить гораздо проще - вода не доходила и до колен. Поезд до Тымовска скоро пришел. Загрузившись в плацкартный вагон, который на самом деле был больше похож на общий с мягкими откидывающимися сидениями и столиком, мы решили выйти в Поронайске с целью закупки провизии.

Увы,  то что на материке является самым обыкновенным сидячим вагоном, СахЖД совершено официально называет плацкартом, и берут за "это" по соответствующему тарифу в связи с тем, что якобы издержки железной дороги на острове существенно выше, чем на материке. Говорят, такое безобразие творилось и в советские времена, только вот поездов тогда было наверное в несколько раз больше, не то что сейчас - 4 поезда на весь Сахалин. Пообщавшись с проводницей мне стала понятна нервная реакция ее коллеги вчера - зарплата проводника маленькая - 8 тысяч, что в сочетании с заоблачными ценами на острове очень и очень мало. Перечень продуктов питания, которые имеет право продавать проводник утвержден начальством, и его соблюдение строжайше контролируется - за "нелегальную" продажу пива или чего-либо другого немедленное увольнение, не говорю уж про провоз зайцев. А на место уволенного моментально найдется 10 претендентов, работы на острове мало. Единственное за что доплачивают проводникам - оформление билетов в поезде. Станции каждый год закрывают, станции с кассами можно вообще пересчитать по пальцам. Вот их список: Буюклы, Макаров (по сб - сокращенный график, вск.-выходной), Ноглики (все поезда) Олень, Пензенское (раб. дни), Победино (раб. дни), Поронайск (круглосуточно), Смирных (круглосуточно, выходные ср,чт), Советское, Томари (раб. дни), Туманово, Тымовск, Холмск (только пригород), Чехов (только пригород).  Продажа перед отправлением возможна не на все поезда (исключение - круглосуточные, и с пометкой "все поезда"), да и билетов как правило перед отправлением не бывает, без проблем можно уехать в сидячке только на север от Тымовска (билеты есть) и на север от Поронайска (в этом случае посадят "без места"). На "экспресс" билеты есть всегда :)

Нам везло с погодой. Было тепло и сухо, никаких обещанных Стасик туманов и бесконечных дождей мы не застали. Взяв билет в «плацкарте» на поезд до Тымовска, который отправлялся в 4 часа утра, мы отправились на поиски гостиницы.

Маленький городок Поронайск шокировал нас полной разрухой и отсутствием в нем духа жизни. Перекошенные деревянные развалившиеся дома, заколоченные досками магазины, закрытые заводы, тротуары с большими дырками в плитах, свалки, болота – такой унылый пейзаж «радовал» нас, пока мы с картой бродили по городу.

В частной гостинице (ул. Ленина, 18; 7 мин. пешком от ж/д вокзала), находящейся в полуразваленном доме, мы заняли 2-местный номер на четверых, заплатив по 100р. с человека. Вроде бы дом был целый :). Администраторша, услышав что я из Балашихи, расчувствовалась, у нее в моем городе оказались родственники, к которым в советские времена летала каждый год, но с 90 года не была ни разу. От предложения передать что-нибудь или хотя бы привет на словах отказалась.

Потом мы долго ходили в поисках места, где бы нам поесть и решили зайти в местный ресторан, откуда были с позором изгнаны, не пройдя dress-code J. В нас заподозрили братков :))  Руководство, видите ли, запрещает им пускать посетителей в кроссовках и спортивных костюмах, и хотя на 4х у нас были двое спортивных штанов и одна пара кроссовок, ситуации это не исправило. Оттуда нас отправили в кафе «Рассвет», где мы попробовали гребешка под соусом из горчицы. Решили, что вкусно, но мало. Порции были действительно микроскопические. Выпили за судьбу Сахалина и отправились в апартаменты.

Там нас ждал горячий душ за отдельную плату. Я, хоть и не чесалась еще от грязи, все-таки решила воспользоваться возможностью. «Бригада» разместилась в номере: мы с Женьком на скрипучих пружинных кроватях, остальные на полу в спальниках. Так как кровати были неудобные, поспать нормально не удалось.

Начало восхождения. Внизу можно разглядеть наш лагерь.

Привал на полпути.

Такие растения раньше я встречал только в горшках на подоконниках.

Вид с вершины на юг.

Гора Жданко.

На вершине. За моей спиной Охотское море.

Бухта Тихая.

"На вершине едва хватило места для всех..."

Где-то там, за горизонтом, Татарский пролив.

Ирисы.

Чахлый лесок на склоне горы.

"В отлив речушку оказалось переходить гораздо проще..." На песке видны следы вездехода рыбаков.

До свидания бухта Тихая, мы обязательно снова вернемся сюда.

Противоразмывочные сооружения вдоль железной дороги.

В "плацкарте" поезда Южно-Сахалинск - Тымовск.

Когда-то был пивзавод, сейчас нет даже магазина, одна вывеска осталась....

Развалины цементно-бетонного завода в Поронайске.