4 день. 13-07-2004, вторник. Александровск - Сахалинский.

Проснулись по будильнику в 4 утра, завтракать не было времени, быстро собрались и направились на вокзал, где нас уже ждал фирменный поезд "Сахалин".

В поезде до Тымовска мы промочили горло чаем с печеньем, урывками поспали в сидячих креслах. Из окна можно было видеть все тот же унылый пейзаж: чередование холмов в тумане, зеленого нетронутого леса и засохших в болоте коряг с перекошенными телеграфными столбами, которые когда-то еще функционировали.

Как только рассвело, я неотрывно смотрел в окно, ведь мы подъезжали к местам, где в 50х годах служил мой дед, и где родился мой отец. С детства я мечтал побывать в этих местах. Когда подрос, я с гордостью писал в анкетах: экзотическое место рождения отца - село Онор Кировского района Сахалинской области. Сейчас район называется Смирныховским, райцентр Смирных и соседний поселок Буюклы названы по фамилиям героев Великой Отечественной Войны.  Проехали станцию Победино, расположенную на 50 параллели, по которой проходила граница советской части Сахалина до войны. От Поронайска в летнее время сюда раз в день ходит пригородный поезд, тариф - 126 руб. за 84 км пути. Московские 6 руб/зона отдыхают :)

Вот и появилась за окном долгожданная станция Онор. Удивило наличие платформы, даже в столице такой роскоши не было. Множество машин встречало выходивших с поезда людей - до центра поселка от станции несколько километров. По рассказам отца, здесь расположена огромная зона, существующая и по сей день. 

Примерно в 9.50, (с опозданием на 20 минут - на ст. Палево (хорошее название :) ) ждали встречного поезда) прибыв в Тымовск, мы договорились с водилой микроавтобуса, и он довез нас до Александровска - Сахалинского, одного из самых красивых мест Сахалина по словам местных. За 150р. с носа мы 1,5 часа тряслись в японской машине по пыльной бугристой трассе.

Езда по трассе напоминала об известном мультфильма "Ежик в тумане" - проезжала встречная машина, и мы на несколько секунд оказывались в облаке густой пыли с близкой к нулю видимостью. Рассеявшись снаружи, пыль через щели машины проникала внутрь, оседала на одежде, лезла в нос. Поэтому, необыкновенно приятно было, когда на полпути, перед подъемом на перевал, водитель сделал остановку, мы вышли, вдохнули свежего воздуха, и выпили холодной воды из родника.  

Вообще, этот красивый городок всегда будет связан в моей памяти со словом «пыль», так как в этот день дул очень сильный ветер, поднимая клубы пыли. Она присутствовала постоянно. Шагая по дороге, мы собирали пыль, летящую из-под колес проезжающих авто. Приходилось закрывать глаза, все лицо и волосы были в каком-то песке. Кроме пыли, запомнился еще тот самый пронизывающий ветер, не прекращавшийся практически ни на секунду.

Приехав на автостанцию города, мы сразу взяли обратные билеты на автобус до Тымовска на 18.25 и направились искать место, где можно было бы позавтракать.

Автостанция была ухоженная, имела внутри аккуратное расписание автобусов, и выполняла для жителей города функцию железнодорожной кассы: кассир записывала паспортные данные пассажиров, и "когда была связь" - звонила на ст. Тымовск и оформляла билеты. Когда мы подошли брать билеты, тетушка ответила, что мест нет, но узнав, что нас 4 человека позвонила куда-то, и через 3 минуты выдала нам билеты на рейс 18.25. Я сначала не понял, почему 18.25, на стенде было указано время 18.15, но вечером мы поняли в чем дело - как рассказал водитель автобуса при наличии не менее 10 человек местное АТП организует дополнительные рейсы, уходящие через 5, 10 и т.д. минут после основного, всего в этот день до Тымовского ушло 3 автобуса, никаких давок, никакого штурма автобусов,  все пассажиры едут на сидячих местах. Вот это грамотный подход к делу! К огромному сожалению, данная схема на утренний рейс не распространяется, к поезду отправляется всегда один ПАЗик.    

В столовой советского типа не смотря на ранний час (часов 11 утра) мы заказали первое, второе, салат и беляши с компотом. Сытые, мы пошли к берегу моря. Наслаждаясь шумом волн Татарского пролива Японского моря, мы шли по берегу, вдыхая резкий морской запах.  мы пошли к тоннелю, прорубленному в скале, поддерживаемому изнутри деревянными лагами, темному и сырому, но все же жутко впечатляющему.

Тоннель был прорублен в скале каторжниками для удобного прохода к прекрасным галечным пляжам с противоположной стороны скалы. С потолка постоянно капала вода. Часть тоннеля была забетонирована, часть же была укреплена подлинными бревнами 19 века, которые были в прекрасном состоянии.

Вода оказалась слишком «прохладной», чтоб купаться. Мы полежали на солнышке, Женя насобирал камней для аквариума и даже подарил мне парочку.  Помочив ножки и полюбовавшись на утесы с другой стороны скалы и погревшись на камнях, мы решили забраться на маяк. Но так как подъем показался нам слишком крутым, мы со Стасиком полезли на гору пониже, с трудом поснимали пейзажи. Через зум объектива Стасик пытался разглядеть наших на маяке и определить они это или нет. Но ему это так и не удалось. Ветер был такой силы, что сносило, и, потеряв равновесие, можно было, скатиться вниз по скале. Но мы благополучно спустились и пошли вверх по тропе, желая насладиться видом города с высоты. Прошагав по одной развилке, мы увидели надпись «Осторожно. Излучение», а вторая показалась нам бесконечной, и км через 2 мы вернулись обратно вниз. Женя и Леня, вероятно, добрались до маяка, и мы их потеряли.

До маяка я поднимался сначала по застывшей грязи оползня, а затем держась за металлический трос непонятного назначения, спускавшийся с вершины горы. Леня выбрал другой, более  крутой подъем. Маяк оказался в плачевном состоянии: покрыт огромными трещинами. Как нам позже рассказали в музее, дни его сочтены - расчеты подтверждают неизбежность его сползания в море в ближайшие несколько лет. Однако он продолжает функционировать, хотя постоянно в нем конечно же никто не находится.

Около маяка мы решили осмотреть друг друга на предмет наличия клещей, пришлось раздеться до трусов и перетрясти всю одежду.  Но как оказалось не зря -  на каждом из нас было по одному ползающему паразиту. В самый ответственный момент снимания гада нас окликнул рассерженный мужик: "Кто вы такие и почему находитесь на запретной территории?". Услышав, что мы туристы и пришли специально чтобы посмотреть маяк, он сразу  сменил гнев на милость, начал извиняться за грубый тон. "Ходит тут всякая шпана, безобразничает!".

Вернувшись в город, я начал расспросы местного населения на предмет наличия в городе компьютерных заведений - место на флешке заканчивалось, и нужно было срочно записать фотографии на диск. Но несколько человек уверили меня в бесперспективности поисков - компьютерных магазинов и клубов здесь нет, все компьютерщики сидят по домам. Поэтому решили отправиться в музей, расспросив местных как его найти.   Оказалось достаточно далеко, а дорога была несколько запутанной, искали минут 30.

В музее мы познакомились с очень интересным человеком - Натальей Владимировной Минеевой (кто будет в тех краях - обязательно передавайте привет!). Она провела нам замечательную экскурсию по музею, очень много интересного рассказала про историю этих мест. На Сахалин она с мужем приехала из Алма-Аты еще в советские годы, когда на остров ехали за хорошими заработками, да так и осталась, влюбившись в красоту этих мест. Следующим летом она собирается с мужем доехать на автомобиле до Алма-Аты, а так как мы не так давно посещали этот город, смогли рассказать ей о нынешнем положении в регионе. Спросил про произведение классика "Остров Сахалин" - стоит ли почитать? Наталья Владимировна подтвердила уже слышанное мной мнение об удивительной скучности произведения, и советовала лучше почитать "8 лет на Сахалине" Миролюбова (как потом оказалось - это библиографическая редкость, подробности здесь).     Так мы и проболтали с Натальей Владимировной до того момента, когда дальнейшее промедление оборачивалось риском опоздать на автобус. Прощаясь, подарила нам ракушек (днем мы ничего похожего не видели - видимо места надо знать) и  очень жалела, что мы сегодня уезжаем, советовала остаться еще на пару деньков, сходить на водопад около поселка Дуэ (ударение на первый слог, наряду с топонимом Жонкиер имеет французское происхождение - первооткрывателем этих мест был Лаперуз) и множество других интересных мест в окрестностях. Придется вернуться в этот сказочный город еще раз.      

Походив по городу, мы зашли практически во все магазины в центре города, коих было великое множество. Прокатились на местном автобусе. Вообще, нас порадовала развитая инфраструктура городка: море магазинов, автобусы, мусорки на каждом шагу. В отличие от Поронайска здесь чувствовалась жизнь.

Находившись по городу, мы пришли на автостанцию. Женя и Леня подошли прямо перед отходом автобуса, но командир все-таки успел закупить какую-то провизию. Оказалось, они действительно добрались до маяка, но решетка ограждения не позволила им залезть ближе. Позволила, позволила! Им даже удалось попасть в музей Чехова, который так хотел посетить Стасик. Зато Женя заботливо преподнес ему почитать музейный буклет J.

Пообщался с водителем автобуса - несмотря на внешнюю благополучность, АТП находится не в лучшем положении, денег не хватает ни на что, даже на содержание автостанции. Комиссионный сбор за продажу билетов (в Тымовское - 10 рублей) идет исключительно на нужды автостанции, но и этих денег не хватает, и если не найдут дополнительных средств, ее придется закрывать, что будет являться катастрофой для инфраструктуры местного транспорта.

Приехав в Тымовское, мы решили разделиться: мы со Стасиком пошли искать гостиницу, а Женя и Леня поехали на вокзал покупать билеты. В первой гостинице нам показалось очень дорого, и нам посоветовали обратиться в общежитие близлежащего техникума (Это был Тымовский Агротехнический лицей. Тымь-Поронайская долина - один из главных центов земледелия на острове.) Управляющая сначала хотела отправить нас восвояси, но потом согласилась сдать нам номер «люкс» с 4 кроватями за 200р. за всех.

А нам после часового стояния в очереди удалось взять обратные билеты из Ногликов в Южно-Сахалинск. Все та же проклятая сидячка фирменного поезда "Сахалин" по 520 руб. с носа.

Встретившись с нашими на вокзале, мы с рюкзаками двинулись к месту ночлега и минут через 30 были на месте. Ребята пошли закупать провизию, а я пыталась как-то помыться в раковине. Купив продуктов, долго искали бензоколонку, чтобы налить бутылку бензина для примуса. Было уже темно, а бензоколонка располагалось в таком хитром месте, что мы раза три прошли мимо нее, прежде чем заметили :) После легкого ужина Стасик нашел душ в коридоре, мы освежились и помылись. Поставив будильник на 4.45, мы заснули.

 

 

 

.

Дома около станции Онор. На заднем плане Онорский хребет.

Станция Онор.

Дорога Тымовское - Александровск -Сахалинский. Остановка у родника.

Александровск - Сахалинский. Мост 19 века.

 

Александровск - Сахалинский. Портовая часть города.

Скалы "3 брата".

Мыс Жонкиер. Можно рассмотреть вход в тоннель.

Тоннель. Бревна 19 века.

Мыс Жонкиер, "обратная" сторона.

Галька пляжа.

"Загараем".

Пляж "по ту сторону" мыса.

Прибой.

Оползень.

Гигантские лопухи.

Пронизывающий ветер не прекращается ни на минуту....

Александровский маяк.

Дни маяка сочтены. Скоро он сползет в море.

Мыс Жонкиер. Вид с подножья маяка.

 

Рыжая сопка.

Вид на юг с вершины Мыса Жонкиер.

Татарский пролив. Справа на горизонте "большая земля".

Прибой.

Александровский маяк. Вид с вершины мыса Жонкиер.

Александровск-Сахалинский с высоты птичьего полета.

Дом-музей А.П. Чехова.

Храм.

Назад    К оглавлению    Далее

Используются технологии uCoz